|
|
|
благодатью святых, ознаменованные стремлением к ним усердия народного. А,
если немногие из этих обителей и были восстановлены, то большая их часть
запустела навсегда. И много, например, есть в Вологодском крае, этой
"русской Фиваиде", мест, где в бедной приходской церкви, даже иногда
бесприходной, покоятся мощи великого угодника, создавшего обитель, которая
на просвещение и утешение народа стояла века и упразднена в злосчастный
1764 год." (19)
Захват церковных имений, как верно определил Пушкин, "нанесло
сильный удар просвещению народа". Еще в более тяжелом положении оказались
старообрядцы. Старообрядческие церкви и скиты разрушались, древние святые
книги рвались или сжигались, солдаты рубили древние иконы. Старообрядцев
отдавали в солдаты, посылали на каторгу, отправляли в ссылку. Время
Екатерины - время массовых самосожжений, бегства старообрядцев в Сибирь, в
Литву, в Австрию, куда глаза глядят.
"До учреждения Екатериной так называемых "штатов монастырей" в
России считалось до 1072 монастыря. По штатам 1764 года, простиравшимся на
одни великорусские епархии, из имевшихся здесь 964 монастырей оставлено
224, да 161 за штатом, на собственном содержании, остальные 569 велено было
закрыть или обратить в приходские церкви. В Малороссии и Белоруссии, при
введении штатов оставлено только 29 обителей в штате и 55 за штатом. К
началу настоящего столетия (к началу 19 столетия), по всей империи было уже
всего 452 монастыря. Здания закрывавшихся монастырей обращались в казармы,
госпитали, дома для сумасшедших и т. п. Строение новых монастырей
допускалось лишь с разрешения высшей власти; до конца XVIII века новых
обителей возникло всего пять." (20)
III
На религиозное воспитание учащихся в казенных школах, нужного
|
|
|
|