Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

Конвент, - как верно определяет В. Гюго в "93 годе", - был

"Эпическое скопище антагонизмов".
Гильотэн ненавидел Давида, Базир - Шабо, Гиде - Сен-Жюста, Вернье -
Дантона, Лубо - Робеспьера, и все ненавидели Марата.
"Водворив республику, первым делом партий было напасть друг на
друга".
"Нет такой безумной мысли, которая не могла бы зарониться в
человеческую голову и, что еще хуже, не могла бы хоть на минуту
осуществиться. У Марата таких мыслей было несколько. Революция имела
врагов, а по мнению Марата, для того, чтобы она могла продолжаться, врагов
у нее не должно быть вовсе. Усвоив себе эту мысль, он считал вполне
естественным уничтожение врагов и назначение диктатора, все обязанности
которого ограничивались бы произнесением смертных приговоров; он с циничной
жестокостью громко проповедовал эти меры, столько же пренебрегая
приличиями, сколько и жизнью людей, и презирая, как слабоумных, всех тех,
которые находили его планы ужасными, а не глубокомысленными, как бы ему
хотелось. У революции были деятели такие же кровожадные, как и он, но ни
один из них не пользовался таким пагубным влиянием на современников. Он
развратил уже и без того шаткую нравственность партий: его идеи истребления
целых масс и диктатура - были осуществлены впоследствии Комитетом
общественного спасения и комиссарами его." (40)
"Когда общество бывает потрясено революцией, - как верно отмечает
Минье, - торжество остается на стороне тех, кто смелее: мудрые и
непреклонные реформаторы уступают место реформаторам крайним и
непреклонным. Дети борьбы, они хотят держаться его: одной рукой они борются
для того, чтобы отстоять свое господство, другою они основывают систему,
чтобы его упрочить: они убивают во имя самосохранения, во имя своей
доктрины; добродетель, человечество, народное благо, все, что есть святого
на земле, становится для них предлогом, которым они оправдывают свои