Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

внимания не только не обращалось, а, наоборот, ему власти, по указке

сверху, препятствовали. Принимались меры к тому также, чтобы духовные лица
не обучали детей на дому и при церквах.
В казенных же школах преподавание "Закона Божьего было значительно
стеснено из опасения как бы не заразить учеников суеверием: законоучителю
между прочим не рекомендовалось читать ученикам странных рассказов из
Ветхого Завета, говорить о чудесах, о страшном суде и вечных муках. В
современных проектах и уставах учебных заведений предписывалось
преимущественно внушать воспитанникам правила естественной религии и
гуманной морали, а не положительное православие, и слишком настойчиво
толковалось о развитии в них духа веротерпимости, который ничем от полного
религиозного индифферентизма не отличался. В многочисленных частных
пансионах, заводившихся большей частью иностранцами, на изучение Закона
Божьего вовсе не обращалось внимания. (21) Не лучше было поставлено и
домашнее воспитание в семьях образованных слоев общества.
Французы-гувернеры из числа парикмахеров, кучеров и лакеев, зараженные
осколками идей французских философов, внушали своим воспитанникам, что вера
в Бога и Христа есть признак невежества.
Вести атеистическую пропаганду "гувернерам" было легко потому, что
многие из отцов и сами были тоже "вольтерьянцами". Начатки атеистического
образования, полученного от французских "гувернеров", юноша обычно завершал
заграницей. Путешествия заграницу для личного знакомства с философами при
Екатерине приняли характер массового паломничества. Меккой и Мединой для
русских юношей был Ферней, где жил Вольтер. Человек встречавшийся с
Вольтером, Дидро и другими знаменитостями, пользовался таким же почетом,
как в Московской Руси паломник, побывавший у Гроба Господня.

VI. ЧЕМ ЗАНИМАЛИСЬ РУССКИЕ МАСОНЫ В "ЗОЛОТОЙ ВЕК ВЕЛИКОЙ ЕКАТЕРИНЫ"?