|
|
|
внимания не только не обращалось, а, наоборот, ему власти, по указке
сверху, препятствовали. Принимались меры к тому также, чтобы духовные лица
не обучали детей на дому и при церквах.
В казенных же школах преподавание "Закона Божьего было значительно
стеснено из опасения как бы не заразить учеников суеверием: законоучителю
между прочим не рекомендовалось читать ученикам странных рассказов из
Ветхого Завета, говорить о чудесах, о страшном суде и вечных муках. В
современных проектах и уставах учебных заведений предписывалось
преимущественно внушать воспитанникам правила естественной религии и
гуманной морали, а не положительное православие, и слишком настойчиво
толковалось о развитии в них духа веротерпимости, который ничем от полного
религиозного индифферентизма не отличался. В многочисленных частных
пансионах, заводившихся большей частью иностранцами, на изучение Закона
Божьего вовсе не обращалось внимания. (21) Не лучше было поставлено и
домашнее воспитание в семьях образованных слоев общества.
Французы-гувернеры из числа парикмахеров, кучеров и лакеев, зараженные
осколками идей французских философов, внушали своим воспитанникам, что вера
в Бога и Христа есть признак невежества.
Вести атеистическую пропаганду "гувернерам" было легко потому, что
многие из отцов и сами были тоже "вольтерьянцами". Начатки атеистического
образования, полученного от французских "гувернеров", юноша обычно завершал
заграницей. Путешествия заграницу для личного знакомства с философами при
Екатерине приняли характер массового паломничества. Меккой и Мединой для
русских юношей был Ферней, где жил Вольтер. Человек встречавшийся с
Вольтером, Дидро и другими знаменитостями, пользовался таким же почетом,
как в Московской Руси паломник, побывавший у Гроба Господня.
VI. ЧЕМ ЗАНИМАЛИСЬ РУССКИЕ МАСОНЫ В "ЗОЛОТОЙ ВЕК ВЕЛИКОЙ ЕКАТЕРИНЫ"?
|
|
|
|