|
|
|
упрекает в том же самого Петра. А ведь Петр Первый делал не менее грубую
ошибку. Он принимал начала жизни европейских народов за обязательные для
всех народов, в том числе и для такого самобытного народа, как русский.
Почему С. Платонов упрекает Екатерину II в том, что она считает Россию
европейской страной? Возникает вопрос, почему переделывать Россию в Европу
на основании идей европейского абсолютизма, протестантизма, шведского
государственного строя можно, а уродовать ее на принципах европейской
философии нельзя? Разве европейские философские идеи не вырастали из тех же
чужеродных идей, что и европейский абсолютизм, протестантизм и шведский
государственный строй?
Но уличив Екатерину II в неправильности взглядов на Россию, как на
европейское государство, возникшее в результате совершенных Петром перемен,
в другом случае С. Платонов опять противоречит сам себе. Ссылаясь на речь
графа Головнина осенью 1721 года Платонов заявляет, что Головниным
"искренне и правдиво была высказана мысль, что политические успехи Петра из
старой Московии создали новое европейское государство и дали русскому
народу новую политическую, экономическую и культурную обстановку". Если
Платонов согласен, что Головнин высказал правдивую мысль, утверждая, что
Петр создал из старой Московии новое европейское государство, то почему же
тогда он выступает против точно такой же мысли Екатерины Второй,
утверждавшей в "Наказе", что: "Россия есть европейская страна.
Доказательство сему следующее: перемены, которые в России предпринял Петр".
Разве это не то же самое, что говорил Головнин. Головнин же, по
мнению С. Платонова, правдиво высказал мысль, что Петр из старой Московии
создал новое европейское государство. Таким образом в одном случае С.
Платонов считает, что Петр совершил не революцию, а только реформы, что вся
"деятельность Петра не вносила по сравнению с прошлым, ничего
радикально-нового" и удивляется "почему Петр, действовавший традиционно, в
|
|
|
|