|
|
|
Петром жестокой разрушительной революции.
IV
Соловьев доказывал, что Петр всколыхнул Московскую Русь и заставил
ее пережить всесторонний переворот.
Соловьев и Кавелин, как и их ученики воображали что Россия XVII века
дожила до государственного кризиса и ежели не Петр, она бы рухнула. Но
потом Соловьев смягчает этот приговор, заявляя, что цари уже до Петра
начали ряд преобразований.
"В течении XVII века, - пишет он, - явно обозначились новые
потребности государства и призваны были те же средства для их которые были
употреблены в XVIII в. в так называемую эпоху преобразований". (68)
В позднейшей своей работе "Чтениях о Петре Великом" Соловьев
называет Петра "сыном своего народа" и даже "выразителем народных
стремлений".
"Народ собрался в дорогу и - ждал вождя".
С. Платонов вполне согласен с такой трактовкой роли Петра и пишет:
"Не одни Соловьев в 60-х и 70-х годах думал так об историческом
значении реформы (вспомним Погодина), но одному Соловьеву удалось так
убедительно и сильно формулировать свой взгляд. Петр - подражатель старого
движения, знакомого древней Руси. В его реформе и направлении и средства не
новы, - они даны предшествовавшей эпохой. Нова в его реформе только
страшная энергия Петра, быстрота и резкость преобразовательного движения,
беззаветная преданность идее, бескорыстное служение делу до самозабвения.
Ново только то, что внес в реформу личный гений, личный характер Петра".
(69)
"Исторические монографии о XVII в. и времени Петра констатируют
теперь связь преобразований с предыдущими эпохами и в отдельных сферах
|
|
|
|