Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

пробился в числе единиц один Ломоносов. А сколько Ломоносовых не смогло

развернуть свои большие дарования.
Ибо после революции, совершенной Петром во всех сферах жизни "как и
при всех революциях в мире - мы видим только то, что осталось, то, что все
таки выросло, и не видим того, что погибло. Мы видим Ломоносовых, которым
удалось проскочить, видим Шевченко или Кольцова, которые проскочили
изуродованными, и мы не видим и не можем видеть тех, кто так и не смог
проскочить. Мы видим Растрелевские дворцы, но тот русский стиль зодчества,
который в Московской Руси дал такие поразительные образцы, заглох и до сего
времени заглохла русская иконопись.
Заглох русский бытовой роман - даже русский язык стал глохнуть, ибо
тот образованный слой, который должен был создавать русскую литературную
речь, лет полтораста не только говорил, но и думал по-французски. Заглохло
великолепное ремесло Московской Руси..." (46)
Общий вывод об итогах правления Елизаветы, который может сделать
беспристрастный историк, таков: надежды народа, что Елизавета свернет с
губительного пути, на который встал ее отец и по которому вели Россию
предшественники Елизаветы, - не оправдались.
Верховная власть не вернулась к политическим принципам самодержавия,
а осталась на идейных позициях западного абсолютизма, обоснованного злым
гением православия - Феофаном Прокоповичем в "Правде Воли Монаршей".
Патриаршество не было восстановлено. Православной церковью по-прежнему
управлял Синод, во главе которого стояли назначенные властью чиновники.
Государство и церковь по-прежнему применяли грубые насилия против
старообрядцев.
Главой православной Церкви, благодаря нелепому протестантскому
принципу, введенному Петром, после смерти Елизаветы оказался презиравший
православие и все русское, немец по духу, Петр III. Никакого решительно
возврата к традициям самобытной русской культуры не произошло. Влияние