|
|
|
пробился в числе единиц один Ломоносов. А сколько Ломоносовых не смогло
развернуть свои большие дарования.
Ибо после революции, совершенной Петром во всех сферах жизни "как и
при всех революциях в мире - мы видим только то, что осталось, то, что все
таки выросло, и не видим того, что погибло. Мы видим Ломоносовых, которым
удалось проскочить, видим Шевченко или Кольцова, которые проскочили
изуродованными, и мы не видим и не можем видеть тех, кто так и не смог
проскочить. Мы видим Растрелевские дворцы, но тот русский стиль зодчества,
который в Московской Руси дал такие поразительные образцы, заглох и до сего
времени заглохла русская иконопись.
Заглох русский бытовой роман - даже русский язык стал глохнуть, ибо
тот образованный слой, который должен был создавать русскую литературную
речь, лет полтораста не только говорил, но и думал по-французски. Заглохло
великолепное ремесло Московской Руси..." (46)
Общий вывод об итогах правления Елизаветы, который может сделать
беспристрастный историк, таков: надежды народа, что Елизавета свернет с
губительного пути, на который встал ее отец и по которому вели Россию
предшественники Елизаветы, - не оправдались.
Верховная власть не вернулась к политическим принципам самодержавия,
а осталась на идейных позициях западного абсолютизма, обоснованного злым
гением православия - Феофаном Прокоповичем в "Правде Воли Монаршей".
Патриаршество не было восстановлено. Православной церковью по-прежнему
управлял Синод, во главе которого стояли назначенные властью чиновники.
Государство и церковь по-прежнему применяли грубые насилия против
старообрядцев.
Главой православной Церкви, благодаря нелепому протестантскому
принципу, введенному Петром, после смерти Елизаветы оказался презиравший
православие и все русское, немец по духу, Петр III. Никакого решительно
возврата к традициям самобытной русской культуры не произошло. Влияние
|
|
|
|