Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

изменивших лицо мира, были идеи. Политические, социальные и экономические

причины не всегда являются главной и решающей причиной наиболее важных в
истории человечества революций и войн.
История народа определяет мировоззрение, а следовательно и судьбу
народа. Это верно. Но на судьбу народа, то есть на его историю, огромное
значение оказывают религиозные и политические идеи.
Очень часто совершенно фантастические и отвлеченные идеи оказывают
решающее значение на судьбы не только отдельного народа, среди которого они
возникли, но и на судьбы всего человечества. Примеры этого даст нам история
религий, а в наши дни история большевизма, национал-социализма, фашизма и
сионизма. Отвлеченные идеи, а не реальные факты руководят историческими
событиями и определяют в конечном итоге судьбу народа и ход развития всего
человечества. Епископ Кентерберийский (не советофильствующий декан
Кентерберийский) верно определял истинное соотношение вещей в мире, когда
утверждал:
"Я отрицаю различие, которое существует между разговором и
действием. Разговаривая мы постепенно создаем общественное мнение, а
общественное мнение достаточно сильно, чтобы вызвать войну".
"Существует незримая, но очень тесная связь между идеями и
выражающими эти идеи философскими системами и военным искусством. Тактику,
стратегию всякой войны и революции фактически определяют философы. Между
историей народа и господствующими в народе философскими идеями существует
теснейшая взаимосвязь. Истинными разрушителями государственных и
национальных организмов фактически являются не военные и политики, а
философы, социал-политические идеи которых вызвали социальный переворот или
вооруженную борьбу между народами".
* * *
История движется идеями, идеями же движет вера.
* * *