|
|
|
А так как эти мыслящие люди были воспитаны уже не в русском, а в
европейском духе, то они и стали искать более "высоких истин" на западе.
Искатели "истинной формы религии", "истинных путей к лучшему познанию
Бога", масоны даже вели одно время идейную борьбу с представителями
французского материализма. Этот факт всегда отмечается всеми
исследователями русского масонства и историками православной церкви - Л.
Знаменский в своем "Руководстве к русской церковной истории" пишет:
"Весьма сильное противодействие среди русского общества
вольнодумство встретило себе еще в масонстве, которое развивалось
совершенно у нас параллельно вольтерьянству".
Выступления против французского вольтерьянства (в которое вместе с
материализмом органически входил атеизм), создало почву для сближения
масонов с некоторыми представителями православного духовенства. "Масоны, -
замечает П. Знаменский, - были в дружбе с духовенством, Платон (митрополит
Платон в эпоху Екатерины II. - Б. Б.) был даже сделан покровителем
Дружеского общества, но церковь все-таки не могла считать их своими, хотя
против них и не высказывалась". П. Знаменский даже утверждает, что
"религиозное направление лекций Шварца благотворно действовало на публику,
предохраняя ее от модного неверия и возбуждая серьезные думы о священных
предметах". Но если первая формулировка П. Знаменского верна для самого
раннего периода развития русского масонства, то вторая и третья уже не
верны.
Лекции Шварца, главы русских Розенкрейцеров при Екатерине II, были
пропитаны масонской мистикой. И поэтому они никак не могли предохранять
общество от модного неверия, а наоборот, заменяя религиозную мистику
масонской мистикой, подготовляли к усвоению "истин масонства". Неверно и
утверждение Л. Знаменского, что масоны были дружны с духовенством и что
церковь не выступала против них. С масонами были в дружбе только отдельные
представители высшей церковной иерархии и отдельные представители рядового
|
|
|
|