Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

А так как эти мыслящие люди были воспитаны уже не в русском, а в

европейском духе, то они и стали искать более "высоких истин" на западе.
Искатели "истинной формы религии", "истинных путей к лучшему познанию
Бога", масоны даже вели одно время идейную борьбу с представителями
французского материализма. Этот факт всегда отмечается всеми
исследователями русского масонства и историками православной церкви - Л.
Знаменский в своем "Руководстве к русской церковной истории" пишет:
"Весьма сильное противодействие среди русского общества
вольнодумство встретило себе еще в масонстве, которое развивалось
совершенно у нас параллельно вольтерьянству".
Выступления против французского вольтерьянства (в которое вместе с
материализмом органически входил атеизм), создало почву для сближения
масонов с некоторыми представителями православного духовенства. "Масоны, -
замечает П. Знаменский, - были в дружбе с духовенством, Платон (митрополит
Платон в эпоху Екатерины II. - Б. Б.) был даже сделан покровителем
Дружеского общества, но церковь все-таки не могла считать их своими, хотя
против них и не высказывалась". П. Знаменский даже утверждает, что
"религиозное направление лекций Шварца благотворно действовало на публику,
предохраняя ее от модного неверия и возбуждая серьезные думы о священных
предметах". Но если первая формулировка П. Знаменского верна для самого
раннего периода развития русского масонства, то вторая и третья уже не
верны.
Лекции Шварца, главы русских Розенкрейцеров при Екатерине II, были
пропитаны масонской мистикой. И поэтому они никак не могли предохранять
общество от модного неверия, а наоборот, заменяя религиозную мистику
масонской мистикой, подготовляли к усвоению "истин масонства". Неверно и
утверждение Л. Знаменского, что масоны были дружны с духовенством и что
церковь не выступала против них. С масонами были в дружбе только отдельные
представители высшей церковной иерархии и отдельные представители рядового