|
|
|
захватывая все новые слои и спускаясь в средние слои общества.
Масонские идеи, вбитые Петром в русские головы, не умерли. Они были
подхвачены Феофаном Прокоповичем, Татищевым и Кантемиром, развиты и
углублены высшими слоями общества Елизаветинской эпохи".
Автор "Руководства по истории русской Церкви" А. Доброклонский, дает
масонствующей французской философии следующую характеристику:
"То была философия рационализма, натурализма и материализма,
пагубная для религии так же, как для нравственности и общественного строя.
В лице своих представителей оно или совсем отвергало христианство,
проповедуя деизм (Вольтер), или признавало за ним только политическое
(Монтескье) и нравственное (Руссо) значение, не признавая вполне его
догматического учения. отрицая веру в чудеса, откровение, божественность
Христа и т. д.; в лице многих представителей не хотели ничего знать, кроме
материи и ее движения (Гольбах и др.); вместо христианской морали,
основанной на любви и самоотвержении, проповедовали или одно себялюбие
(Гельвециус) с чувственными наслаждениями (Ла-Метри) или деятельность
согласную с природой человека (Руссо); зло осмеивала духовенство, как
невежественное сословие, препятствующее успехам цивилизации, ненавидела
монашество с его подвигами воздержания; требовала полной терпимости для
всякого рода религии".
В России также, как и в Западной Европе, явилась мода на эту
философию. В царствование Елизаветы Петровны уже воспиталось целое
поколение ее почитателей. К ним принадлежали такие высокопоставленные лица.
как граф М. Воронцов и Шувалов, кн. Дашкова и супруга наследника престола
Екатерина Алексеевна.
Эта философия имела успех, как среди русских масонов, так и среди
европеизировавшихся слоев высшего русского общества.
В конце царствования Елизаветы, под влиянием этой философии
воспиталось уже целое поколение русских европейцев.
|
|
|
|