Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

захватывая все новые слои и спускаясь в средние слои общества.

Масонские идеи, вбитые Петром в русские головы, не умерли. Они были
подхвачены Феофаном Прокоповичем, Татищевым и Кантемиром, развиты и
углублены высшими слоями общества Елизаветинской эпохи".
Автор "Руководства по истории русской Церкви" А. Доброклонский, дает
масонствующей французской философии следующую характеристику:
"То была философия рационализма, натурализма и материализма,
пагубная для религии так же, как для нравственности и общественного строя.
В лице своих представителей оно или совсем отвергало христианство,
проповедуя деизм (Вольтер), или признавало за ним только политическое
(Монтескье) и нравственное (Руссо) значение, не признавая вполне его
догматического учения. отрицая веру в чудеса, откровение, божественность
Христа и т. д.; в лице многих представителей не хотели ничего знать, кроме
материи и ее движения (Гольбах и др.); вместо христианской морали,
основанной на любви и самоотвержении, проповедовали или одно себялюбие
(Гельвециус) с чувственными наслаждениями (Ла-Метри) или деятельность
согласную с природой человека (Руссо); зло осмеивала духовенство, как
невежественное сословие, препятствующее успехам цивилизации, ненавидела
монашество с его подвигами воздержания; требовала полной терпимости для
всякого рода религии".
В России также, как и в Западной Европе, явилась мода на эту
философию. В царствование Елизаветы Петровны уже воспиталось целое
поколение ее почитателей. К ним принадлежали такие высокопоставленные лица.
как граф М. Воронцов и Шувалов, кн. Дашкова и супруга наследника престола
Екатерина Алексеевна.
Эта философия имела успех, как среди русских масонов, так и среди
европеизировавшихся слоев высшего русского общества.
В конце царствования Елизаветы, под влиянием этой философии
воспиталось уже целое поколение русских европейцев.