|
|
|
Все это типичный "белибердизм", как назвал умствования Н. Бердяева
И. Солоневич.
Это только Бердяев и Ко. способны утверждать, что все "лучшие
русские люди были масонами", что в "масонстве произошла формация русской
культурной души "и т. д.
Масонством оформлялась душа не всего образованного русского
общества, а только "культурные души петровской эпохи", как верно
формулирует Бердяев, то есть только части образованного общества после
петровской эпохи. Ни св. Тихон Задонский, ни Паисий Величковский и его
ученики, ни первый русский философ Григорий Сковорода, к "культурным душам
петровской эпохи" не принадлежали и никакого отношения к масонству и
масонскому мистицизму не имели. Сознавали ни это или нет, но они являлись
представителями русского духовного возрождения. Аскетическую закалку душе
они давали опираясь на традиции не масонского "аскетизма" (!?), а на
древнюю традицию православного аскетизма, нравственный идеал личности они
искали тоже не у масонства, а у христианства, дух свободы у них исходит не
из буйства недоверчивого ума, как у масонов, а из религиозных импульсов,
истинное христианство они ищут не в нелепых антихристианских измышлениях
масонского мистицизма, а стараясь глубже проникнуть в мистическую основу
христианства.
"Мудрствование мертвых сердец, - пишет Сковорода, - препятствует
философствовать во Христе".
"Истина Господня, а не бесовская" - указывает он. Не хочу я наук
новых, кроме здравого ума. Кроме умностей Христовых, в которых сладостна
душа, - пишет Сковорода в одном из своих стихотворений.
Идеи века просвещения, вытекающие из масонских идей, чужды и далеки
первому русскому философу.
"...весь XVIII век с его всецелой обращенностью к исторической
эмпирии представлялся Сковороде мелким и ничтожным, - указывает
|
|
|
|