Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

Все это типичный "белибердизм", как назвал умствования Н. Бердяева

И. Солоневич.
Это только Бердяев и Ко. способны утверждать, что все "лучшие
русские люди были масонами", что в "масонстве произошла формация русской
культурной души "и т. д.
Масонством оформлялась душа не всего образованного русского
общества, а только "культурные души петровской эпохи", как верно
формулирует Бердяев, то есть только части образованного общества после
петровской эпохи. Ни св. Тихон Задонский, ни Паисий Величковский и его
ученики, ни первый русский философ Григорий Сковорода, к "культурным душам
петровской эпохи" не принадлежали и никакого отношения к масонству и
масонскому мистицизму не имели. Сознавали ни это или нет, но они являлись
представителями русского духовного возрождения. Аскетическую закалку душе
они давали опираясь на традиции не масонского "аскетизма" (!?), а на
древнюю традицию православного аскетизма, нравственный идеал личности они
искали тоже не у масонства, а у христианства, дух свободы у них исходит не
из буйства недоверчивого ума, как у масонов, а из религиозных импульсов,
истинное христианство они ищут не в нелепых антихристианских измышлениях
масонского мистицизма, а стараясь глубже проникнуть в мистическую основу
христианства.
"Мудрствование мертвых сердец, - пишет Сковорода, - препятствует
философствовать во Христе".
"Истина Господня, а не бесовская" - указывает он. Не хочу я наук
новых, кроме здравого ума. Кроме умностей Христовых, в которых сладостна
душа, - пишет Сковорода в одном из своих стихотворений.
Идеи века просвещения, вытекающие из масонских идей, чужды и далеки
первому русскому философу.
"...весь XVIII век с его всецелой обращенностью к исторической
эмпирии представлялся Сковороде мелким и ничтожным, - указывает