Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

духовенства, а не православная церковь в целом. Несмотря на свое

приниженное положение и неразработанность православного богословия,
православная церковь в целом сторонилась масонов. Не высказывалась против
масонов церковь не потому, что была с масонами в дружбе, а потому, что
выступления против масонов были рискованны и грозили преследованиями со
стороны сильных мира сего, увлекавшихся вольтерьянством и масонством.
Православная церковь находилась между двух огней, обессиленной и униженной
многолетними преследованиями со стороны государства, ей приходилось быть
очень осторожной, чтобы не навлечь на себя новые преследования со стороны
могущественных покровителей вольтерьянцев и их "противников" масонов.
Великий провинциальный мастер для России, известный масон эпохи
Елизаветы и Екатерины II Иван Елагин сообщает в своих воспоминаниях, что он
вступил в Общество Вольных Каменщиков в ранней юности, когда масонские ложи
имели в своем составе много лиц "из числа высших государственных
сановников".
В таких условиях вести борьбу с масонством было трудно. Масонами
были многие из высших сановников, офицеры гвардейских полков, учителя и
воспитатели Шляхетского Кадетского Корпуса, большинство профессоров
созданных при Елизавете высших учебных заведений - Московского Университета
и Академии Художеств. Молодежь, воспитывавшаяся в этих учебных заведениях,
вводится воспитателями в круг идей вольтерьянства и масонства. Шляхетский
кадетский корпус, в котором получали воспитание дети русской аристократии и
русского дворянства, становится очагом масонского просвещения. В корпусе
получили воспитание многие из видных русских масонов Елизаветинской и
Екатерининской эпохи. В нем учились Болтин, Сумароков, будущий
обер-прокурор Святейшего Синода П. И. Мелиссино, историки Болтин и М. М.
Щербатов и другие.
Воспитание, которое получала русская молодежь в Шляхетском корпусе и
в Московском Университете - носило космополитический характер. Ничего