|
|
|
духовенства, а не православная церковь в целом. Несмотря на свое
приниженное положение и неразработанность православного богословия,
православная церковь в целом сторонилась масонов. Не высказывалась против
масонов церковь не потому, что была с масонами в дружбе, а потому, что
выступления против масонов были рискованны и грозили преследованиями со
стороны сильных мира сего, увлекавшихся вольтерьянством и масонством.
Православная церковь находилась между двух огней, обессиленной и униженной
многолетними преследованиями со стороны государства, ей приходилось быть
очень осторожной, чтобы не навлечь на себя новые преследования со стороны
могущественных покровителей вольтерьянцев и их "противников" масонов.
Великий провинциальный мастер для России, известный масон эпохи
Елизаветы и Екатерины II Иван Елагин сообщает в своих воспоминаниях, что он
вступил в Общество Вольных Каменщиков в ранней юности, когда масонские ложи
имели в своем составе много лиц "из числа высших государственных
сановников".
В таких условиях вести борьбу с масонством было трудно. Масонами
были многие из высших сановников, офицеры гвардейских полков, учителя и
воспитатели Шляхетского Кадетского Корпуса, большинство профессоров
созданных при Елизавете высших учебных заведений - Московского Университета
и Академии Художеств. Молодежь, воспитывавшаяся в этих учебных заведениях,
вводится воспитателями в круг идей вольтерьянства и масонства. Шляхетский
кадетский корпус, в котором получали воспитание дети русской аристократии и
русского дворянства, становится очагом масонского просвещения. В корпусе
получили воспитание многие из видных русских масонов Елизаветинской и
Екатерининской эпохи. В нем учились Болтин, Сумароков, будущий
обер-прокурор Святейшего Синода П. И. Мелиссино, историки Болтин и М. М.
Щербатов и другие.
Воспитание, которое получала русская молодежь в Шляхетском корпусе и
в Московском Университете - носило космополитический характер. Ничего
|
|
|
|