Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

такой же продукт природы, как все живое на земле и т.п." (10)

Те же самые мысли развивали в своих сочинениях и русские
"вольтерьянцы". Христианство в них именовалось "законом", а православие
"народным умоначертание". Поклонник Вольтера и Беля, Болтин, проявлениями
суеверия считал, например, молитву при входе в дом, перед приятном пищи,
посты и т. д. Допетровскую Русь Болтин изображал как время религиозного
обмана и диких суеверий. Духовенство он определяет как злую силу истории,
причину невежества народа и что, чем духовенство образованнее и
влиятельнее, тем это хуже для народа и государства. Такие идеи Болтин мог
проповедовать безбоязненно, так как такие же мысли высказывала в своих
сочинениях и сама Екатерина. Умственное вольнодумство приводило к
нравственной распущенности...
"Век Екатерины оставил на себе память, как век непрерывных
праздников, пышных балов, дорогих обедов, изумительной роскоши, на которую
проматывались громадные состояния и перед которой совершенно бледнела
роскошь времен Елизаветы. Жизнь образованного общества представляла из себя
что-то вроде пира Вальтасара, где оно прокучивало все свои и материальные и
нравственные силы." (11)
Запрещенные для перевода книги распространялись в рукописях.
Митрополит Евгений свидетельствует, что "Письменный Вольтер становится у
нас известен столько же, как и печатной" и что "сокровенными путями повсюду
разливается вся его зараза". В 70 годах у нескольких лиц были обнаружены
рукописи антирелигиозных сочинений: "Разоблаченное христианство" Гольбаха,
"Разговор между монахом и добрым человеком" и другие произведения Вольтера.

Переводчик Винский пишет, что не только дворяне, но и в "состояниях
низших сочинения Вольтера" читаются с крайней жадностью. (12) Сын писаря А.
В. Никитенко сообщает, что его отец "высоко ценил Вольтера и ни мало не
смущался его скептическими воззрениями." (13) Секретарь Екатерины Теплов