|
|
|
такой же продукт природы, как все живое на земле и т.п." (10)
Те же самые мысли развивали в своих сочинениях и русские
"вольтерьянцы". Христианство в них именовалось "законом", а православие
"народным умоначертание". Поклонник Вольтера и Беля, Болтин, проявлениями
суеверия считал, например, молитву при входе в дом, перед приятном пищи,
посты и т. д. Допетровскую Русь Болтин изображал как время религиозного
обмана и диких суеверий. Духовенство он определяет как злую силу истории,
причину невежества народа и что, чем духовенство образованнее и
влиятельнее, тем это хуже для народа и государства. Такие идеи Болтин мог
проповедовать безбоязненно, так как такие же мысли высказывала в своих
сочинениях и сама Екатерина. Умственное вольнодумство приводило к
нравственной распущенности...
"Век Екатерины оставил на себе память, как век непрерывных
праздников, пышных балов, дорогих обедов, изумительной роскоши, на которую
проматывались громадные состояния и перед которой совершенно бледнела
роскошь времен Елизаветы. Жизнь образованного общества представляла из себя
что-то вроде пира Вальтасара, где оно прокучивало все свои и материальные и
нравственные силы." (11)
Запрещенные для перевода книги распространялись в рукописях.
Митрополит Евгений свидетельствует, что "Письменный Вольтер становится у
нас известен столько же, как и печатной" и что "сокровенными путями повсюду
разливается вся его зараза". В 70 годах у нескольких лиц были обнаружены
рукописи антирелигиозных сочинений: "Разоблаченное христианство" Гольбаха,
"Разговор между монахом и добрым человеком" и другие произведения Вольтера.
Переводчик Винский пишет, что не только дворяне, но и в "состояниях
низших сочинения Вольтера" читаются с крайней жадностью. (12) Сын писаря А.
В. Никитенко сообщает, что его отец "высоко ценил Вольтера и ни мало не
смущался его скептическими воззрениями." (13) Секретарь Екатерины Теплов
|
|
|
|