|
|
|
Русский либеральный критик, значит западник, Овсяник-Куликовский был
вынужден признать, что "всякая денационализация ослабляет умственную силу
личности" и что "в XVIII столетии в великосветской среде, где усвоение
французской духовной культуры было зачастую слишком поверхностным, а своей
русской совсем не было, в результате выходили какие-то национальные
выродки, лишенные моральной и интеллектуальной устойчивости". А потом
прогрессивно настроенные писатели выдавали этих национальных выродков,
результат проделанной Петром антинациональной революции, за результаты
уродливой русской культуры.
XVIII. ХАРАКТЕР РУССКОГО МАСОНСТВА В ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ЕГО РАЗВИТИЯ
"...При императрице Елизавете, - сообщает в своей записке о русском
масонстве известный впоследствии масонский деятель Бобер, - масонство
начало было распространяться в России, но члены его так опасались за себя и
за свое хорошее дело, что собирались только изредка и совершенно
втихомолку, и не в обыкновенном помещении, а иногда на чердаке отдаленного
большого дома".
Но это были необоснованные опасения. Дочь Петра Первого и не думала
их преследовать. Масоном был фаворит самой Императрицы Ив. Ив. Шувалов.
Духовным наставником И. И. Шувалова был работавший у него секретарем Генрих
Чуди, член масонской ложи Шотландской системы. Имея такого покровителя
русские масоны могли действовать совершенно спокойно. Так же, как и
вольтерьянцы. А вольтерьянцы, это переходное звено к масонам, также имели
высоких покровителей. Центр русского вольтерьянства находился в Малом
дворе. Идейным руководителем этого центра являлась супруга наследника
русского престола Екатерина, будущая императрица-"философ", известная в
русской историографии под именем "Екатерины Великой".
Духовная обстановка для распространения масонства складывалась самая
|
|
|
|