|
|
|
глазах русского общества стал монархом - революционером", а в другом случае
признает правильной мысль Головнина, что Петр из Московии создал новое
европейское государство.
Каким же образом в результате реформы могло возникнуть из Руси новое
европейское государство? Новое европейское государство могло возникнуть
только в результате все разрушающей революции. И если Головнин с точкой
зрения которого соглашается С. Платонов, прав, то как можно считать реформы
Петра благодетельными, а его "гениальным реформатором". Если бы Петр I из
старой Московии создал на проверенных веками национальных политических и
социальных принципах новое русское национальное государство, тогда бы можно
было воздавать хвалу Петру. А за что же воздавать ему хвалу, когда он из
национального государства создал новое европейское государство? А народу
дал такую новую "политическую, экономическую и культурную обстановку", что
страна около 80 лет не имела фактически монархии, народ оказался в рабстве
европейского типа и в идейном отношении Россия оказалась в крепостной
зависимости у Европы. Нечего сказать, есть за что хвалить!
Петр хотел Россию превратить в часть Европы. Петр усвоивший от своих
друзей и наставников презрение и ненависть не только к основам православной
русской культуры и возникшего на основе ее быта, но и к самому русскому
народу, не мог быть сознательным реформатором, то есть человеком желавшим
видоизменить и улучшить какие-то частные стороны русского государства,
русской культуры и быта.
Если Петр считал всех русских животными, то о каких реформах можно
говорить при таком взгляде на родной народ. Правитель придерживающийся
таких взглядов не может быть реформатором. И каких результатов можно ждать
от его "реформаторской деятельности", как его почитатели историки называют
учин·нный Петром I всесторонний, революционный разгром России.
Один из соратников Петра I, Салтыков, впервые высказал лейтмотив
всех западников, реакционных, либеральных и радикальных: "Русские во всем
|
|
|
|