|
|
|
Когда в гостях за столом - и мясо противно
И вина не хочет пить, да то и не дивно:
-Дома съел целый каплун, и на жире и сало
Бутылку венгерского с нуждой запить стало.
Жалко ему в похотях погибшие люди,
Но жадно пялит с под себя глаз на круглые груди,
И жене бы я своей заказал с ним знаться.
Безперечь советует гнева удаляться
И досады забывать; но ищет в прах смерти
Тайно недруга, не дает покой и по смерти.
Кантемир нагло высмеивает вообще всех православных священников и
монахов. Все они глупы, невежественны, суеверны, все пьяницы и
корыстолюбцы.
Образец правителя для Кантемира - конечно, Петр Первый. В одной из
своих виршей Кантемир восхваляет Петра за то, что благодаря
-"Мудрых указов Петровых
Русские люди стали новым народом".
Петр "корень нашей славы", ибо в результате его мудрой деятельности
"русские люди стали новым народом".
И утверждая это, Кантемир в то же время самыми мрачными красками
изображает современное ему общество.
Кантемир является родоначальником обличительного направления в
русской литературе. Он задал тон этому направлению. Вместо того, чтобы
разить сатиров отдельные темные стороны русской жизни, отдельных лиц, он,
как и пошедшие по его стопам бесчисленные обличители позднейшего времени,
высмеивали и хулили все русское.
|
|
|
|