|
|
|
французских философов, русские политические деятели, окружавшие
"Императрицу-философа" страшно боялись усиления духовной власти и
воображали Синод каким-то, по выражению кн. Щербатова, "корпусом
непрестанно борющимся для приобретения себе большей силы", который поэтому
надобно крепко держать в должных границах, для чего в нем и посажен
обер-прокурор. Замечательно, что в обер-прокуроры выбирались люди самых
новых понятий о религии и церкви, каковы были упомянутый выше Мелиссино и
Чебышев (1768-1774), открыто щеголявший атеизмом." (25)
"Назначенный на пост обер-прокурора, бывший директор Московского
университета, деятельный масон, Иван Иванович Мелиссино предложил Синоду
выдвинуть реформу церковной жизни и составить доклад об ослаблении и
сокращении постов, которые, за тяжестью их, "редко кто прямо содержит", об
уничтожении суеверий, "касательно икон и мощей", о запрещении носить образа
по домам, о сокращении церковных служб, для "избежания в молитве языческого
многоглаголания", об отмене составленных в позднейшие времена стихир,
канонов, тропарей, о назначении вместе вечерей и всенощных кратких молений
с поучением народу, о прекращении содержания монахам, о дозволении выбирать
епископов из священников без пострижения в монашество и о разрешении
епископам проводить брачную жизнь, о разрешении духовенству носить и
"простейшее" платье, об отмене поминовения умерших, будто бы дающего
простым людям лишний повод к вере в мытарства, а попам к вымогательству, о
дозволении браков свыше трех, о запрещении причащать младенцев до 10 лет,
пока не научится вере." (26)
Сменивший масона Мелиссино на посту обер-прокурора святейшего Синода
масон Л. Л. Чебышев открыто проповедовал безбожие.
В мемуарах Д. Фонвизина "Чистосердечное призвание в делах моих и
помышлениях" мы встречаем следующий разговор Фонвизина с Н. Тепловым. Н.
Теплов сказал Фонвизину:
"На сих днях случилось мне быть у одного приятеля, где видел гвардии
|
|
|
|