Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

общество оказалось очень восприимчивым к нему. Книга Сан-Мартена "Ошибки

добродетели", переведенная Страховым и "Небесные тайны" Свендберга нашли в
Петербурге и Москве ревностных читателей. Новиков был душой этого
движения... " (33)
Вместе с масонской литературой издавались также антирелигиозные и
антимонархические произведения французских "просветителей" Вольтера,
Монтескье и других, а для отвода глаз и различные обычные книги, учебники,
романы и т. д.
Широко развить издание книг Новиков смог благодаря щедрым
пожертвованиям масонов кн. Трубецких, кн. Черкасского и других масонов. Вся
работа по изданию и распространению книг проводилась, конечно, под видом
того, что масоны являются сеятелями "разумного, вечного, доброго". И многих
масонам удалось обмануть. Представители русских верхов, долгое время, как и
Екатерина II, смотрели на увлечение масонскими учениями, как на безобидное
увлечение мистическими учениями, не преследующими политических целей.
Екатерина II к деятельности Новикова долгие годы относилась
благосклонно, видя в нем доморощенного "философа-просветителя", и потому,
что он был участником переворота, доставившего ей русскую корону. Да и
какое особое преступление могло быть вменено Новикову, раз он издавал
"вольтерьянских" книги. Разве не сама Екатерина дала толчок развитию
Вольтерьянства? Разве не сочиненный ею "Наказ" был расценен монархами
Европы, как явно революционное произведение и на распространение его был
наложен запрет.
И разве только один Новиков развивал в своих статьях мысль, что
"быть около царя - быть около смерти". Разве он один в своих произведениях
и издаваемых книгах явно или иносказательно выступал против религии и
монархии, против духовенства. Этим в "златой век Екатерины" занимались все
русские "мыслители" и писатели, и масоны, и не масоны.
В таком же духе писал масон Херасков, куратор Московского