|
|
|
общество оказалось очень восприимчивым к нему. Книга Сан-Мартена "Ошибки
добродетели", переведенная Страховым и "Небесные тайны" Свендберга нашли в
Петербурге и Москве ревностных читателей. Новиков был душой этого
движения... " (33)
Вместе с масонской литературой издавались также антирелигиозные и
антимонархические произведения французских "просветителей" Вольтера,
Монтескье и других, а для отвода глаз и различные обычные книги, учебники,
романы и т. д.
Широко развить издание книг Новиков смог благодаря щедрым
пожертвованиям масонов кн. Трубецких, кн. Черкасского и других масонов. Вся
работа по изданию и распространению книг проводилась, конечно, под видом
того, что масоны являются сеятелями "разумного, вечного, доброго". И многих
масонам удалось обмануть. Представители русских верхов, долгое время, как и
Екатерина II, смотрели на увлечение масонскими учениями, как на безобидное
увлечение мистическими учениями, не преследующими политических целей.
Екатерина II к деятельности Новикова долгие годы относилась
благосклонно, видя в нем доморощенного "философа-просветителя", и потому,
что он был участником переворота, доставившего ей русскую корону. Да и
какое особое преступление могло быть вменено Новикову, раз он издавал
"вольтерьянских" книги. Разве не сама Екатерина дала толчок развитию
Вольтерьянства? Разве не сочиненный ею "Наказ" был расценен монархами
Европы, как явно революционное произведение и на распространение его был
наложен запрет.
И разве только один Новиков развивал в своих статьях мысль, что
"быть около царя - быть около смерти". Разве он один в своих произведениях
и издаваемых книгах явно или иносказательно выступал против религии и
монархии, против духовенства. Этим в "златой век Екатерины" занимались все
русские "мыслители" и писатели, и масоны, и не масоны.
В таком же духе писал масон Херасков, куратор Московского
|
|
|
|