|
|
|
себя царь. Он был кем угодно, но только не русским православным царем,
каким был его отец.
То малое, чего Петр добился, он добился ценой обнищания всей страны
и гибели огромного количества людей. В этом он тоже очень похож на своих
нынешних поклонников большевиков, которые всегда подчеркивают, что Петр
Великий во имя процветания государства никогда не считался со страданиями
отдельной человеческой личности.
Ключевский называет Петра великим ремесленником на троне. Проф.
Зызыкин по этому поводу справедливо замечает:
"Он научил работать русских людей, но для этого не было надобности
подрывать их религиозный путь и разбивать основы многовекового строя,
созданного кровью и подвигом христианской жизни".
III
Русские ученые, - указывает С. Платонов в своих "Лекциях по русской
истории", - "усвоили себе все выводы и воззрения немецкой исторической
школы. Некоторые из них увлекались и философией Гегеля".
"Все последователи Гегеля, между прочими философскими положениями,
выносили из его учения две мысли, которые в простом изложении выразятся
так: первая мысль: все народы делятся на исторические и не исторические,
первые участвуют в общем мировом прогрессе, вторые стоят вне его и осуждены
на вечное духовное рабство; другая мысль: высшим выразителем мирового
прогресса, его верхней (последней) ступенью, является германская нация с ее
протестантской церковью. Германско-протестантская цивилизация есть, таким
образом, последнее слово мирового прогресса. Одни из русских исследователей
Гегеля вполне разделяли эти воззрения; для них поэтому древняя Русь, не
знавшая западной германской цивилизации и не имевшая своей, была страною
неисторической, лишенной прогресса, осужденной на вечный застой. Эту
|
|
|
|