|
|
|
к подражанию чужому. Влияние западно-европейской образованности возникло на
Руси из практических потребностей страны, которых не могли удовлетворить
своими средствами.
Нужда заставляла правительство звать иноземцев. Но, призывая их и
даже лаская, правительство, в то же время, ревниво оберегало от них чистоту
национальных верований и жизни. Однако, знакомство с иностранцами все же
было источником "новшеств". Превосходство их культуры неотразимо влияло на
наших предков, и образовательное движение проявилось на Руси еще в XVI
веке, хотя и на отдельных личностях (Вассиан Патрикеев и др.). Сам Грозный
не мог не чувствовать нужды в образовании; за образование крепко стоит и
политический его противник князь Курбский. Борис Годунов представляется нам
уже прямым другом европейской культуры".
Борис Годунов еще решительнее, чем Иоанн Грозный стал стремиться,
чтобы в Россию стала проникать западная культура. Борис Годунов ясно повел
курс на сближение России с западным миром, от которого она сторонилась от
времен Александра Невского.
"Близость к образованному Ивану развила и в Борисе вкус к
образованности, а его ясный ум определенно подсказал ему стремление к
цивилизованному западу. Борис призывал на Русь и ласкал иностранцев,
посылал русскую молодежь заграницу учиться (любопытно, что ни один из них
не вернулся назад в Россию) и своему горячо любимому сыну дал прекрасное,
по тому времени, образование" (1).
Свою дочь Ксению Борис Годунов хотел выдать за датского принца.
Борис Годунов посылал заграницу русских юношей обучаться разным ремеслам.
Борис Годунов приглашал в Россию иностранных ученых, техников, врачей и
военных. Уже при Борисе Годунове были созданы войска на западно-европейский
манер.
При Борисе Годунове в Россию приезжали из Англии и других стран,
горных дел мастера, суконщики, доктора, аптекари, архитекторы. Был создан
|
|
|
|