|
|
|
В. О. Ключевский сообщает, что за время 1240-1340 г. г. возникло
менее 30 монастырей, но в период 1340-1440 г. г. - более 150, причем
пятьдесят - треть их, основаны личными учениками Св. Сергия Радонежского.
Следовательно, не страх, не приниженность и духовная бедность первых после
разгрома поколений гнали людей в стены обителей, но нарастающее накопление
их морально-психических сил.
Он отмечает и другую характерную черту этого массового всенародного
движения. Прежние монастыри строились близ городов, феодальных центров и
центриков, словно боясь оторваться от них. Теперь иноки смело идут в глубь
неведомых земель, несут Слово Божие, русский дух, русскую культуру и
государственность, приобщая к ним новые племена. Их представление о "своей
земле", "своем народе" неизмеримо шире отживших удельных верхов. Они уже не
волынцы, не куряне или путивляне, и, тем более, не древляне, не поляне или
кривичи. Они - русские, и русская под ними земля! Они народны, национальны
и прогрессивны в своем мышлении. От Соловецкой, убогой тогда, обители до
славной Киево-Печерской Лавры! От Валаамской купели до Пермских глухих
лесов! Едины в вере, любви и мышлении. Едины в целях и действиях. Они -
духовный костяк нации. Создавая его, интеллигенты Руси 14-го века выполняли
и выполнили свою миссию, свой долг перед народом. В этом их национальность,
почвенность, истинность.
Русское иночество XIV, XV, XVI веков чрезвычайно пестро по своему
социальному и племенному признаку. Патерики и Жития повествуют нам о
принявших постриг князьях, боярах, купцах, но равно и о простых "воинах
каликах", "смердах"-крестьянах. Они рассказывают об уроженцах южной Руси,
волынцах, черниговцах, ушедших на далекий север, о западных новгородцах,
прошедших на восток за Пермь, за Волгу, и, наоборот, о северянах,
устремившихся к святыням Киева и Почаева. В этом тоже черты всенародности
этого движения. Достигая определенного уровня духовного строя, и князь, и
крестьянин стремились приобщиться к иночеству. Предсмертное пострижение
|
|
|
|