|
|
|
"Да, сохрани Бог землю русскую! Боже сохрани! Боже сохрани!" - он только
следует древней русской традиции. Этой же древней традиция следует и
Пушкин, когда в письме к Чаадаеву, защищая Россию, он пишет:
"Клянусь Вам моей честью, что я ни за что не согласился бы - ни
переменить родину, ни иметь другую историю, чем история наших предков,
какую нам послал Бог".(13)
V
Ученики Сергия Радонежского разошлись по всей Руси, строя всюду
монастыри, школы, создавая библиотеки, обращая мирным путем в христианство
языческие племена, обитавшие на окраинах стихийно разраставшейся в ширь
Руси.
В начале шестнадцатого столетия возникает замечательное культурное
движение, которое П. Ковалевский, пользуясь западной терминологией, именует
почему-то "русским православным гуманизмом". Хотя вождь этого движения Нил
Сорский охотно заимствует все лучшее, что могла дать тогда современная им
культура, тем не менее по своему характеру это движение было чисто русским
и имело очень мало общего с западным гуманизмом.
Заволжских старцев, среди которых возникло это учение, звали не
гуманистами, а "нестяжателями". Учение "нестяжателей" берет начало в
православных монастырях Афона. Виднейшим основоположником этого учения,
сильно пронизанного восточным мистицизмом, является Григорий Синаит и
Григорий Палама.
Основные черты их учения были следующие.
Вместо теоретического знания они на первый план выдвигали внутреннее
созерцание, вместо механического исполнения правил - живой религиозный дух,
вместо механического исполнения обрядов - нравственное совершенствование.
Нилу Сорскому, жившему одно время на Афоне, это учение пришлось по
душе и вернувшись на Русь, он стал энергично проповедовать его в Заволжье.
|
|
|
|