|
|
|
|
|
В средневековой Руси и летописание и литература играли важную роль в
развитии национального государства. В этом отношении и летописцы и писатели
древней Руси совсем не походили на историков и писателей из числа русской
интеллигенции, которые все свои силы и таланты обратили на разрушение
национального государства. Средневековая русская литература так же как и
летопись была проникнута идеей строительства национального государства и
национальной культуры. В ней нет места радищевским настроениям. Литература
ни одного из народов в средние века не была так охвачена идеями
развивающейся национальной государственности, как русская.
Одно из первых крупных произведений средневековой Руси было
посвящено организатору Куликовской битвы. Это Слово "О житии и преставлении
Великого Князя Дмитрия Ивановича, Царя Русского". В это же время крупный
писатель той эпохи, монах Епифаний Премудрый создает замечательные Жития
двух величайших национальных святых XIV века - Сергия Радонежского и
Стефана Пермского.
Куликовская битва породила большое число литературных произведений
самых различных жанров. Самое крупнейшее из них "Задонщина" - повесть о
Куликовской битве. Это жалость по убитым, похвала живым. Это не просто
литературное подражание "Слову о полку Игореве". По замыслу автора в
"Задонщине" изображен конец многовековой борьбы народа с кочевниками,
начало которой изображено с тонкой поэтической силой в "Слове о полку
Игореве".
В "Задонщине" неизвестный автор пишет:
"Князь великий стал на костях (на трупах. Ред.) и приказал считать
убитых. И отвечает боярин: "Нет, государь, у нас сорока бояр московских!
двенадцати князей белозерских! тридцати посадников новгородских! двадцати
бояр коломенских! двадцати пяти бояр костромских! тридцати пяти бояр
вологодских! восьми бояр суздальских! семидесяти бояр рязанских! тридцати
четырех бояр ростовских!"
|
|
|
|
|
|