Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246
 

русской церковной иерархии величайшим святителем древней Руси митрополитом

Петром. Еще в мрачное время татарского ига, когда ни откуда не проступал,
луч надежды, он, по преданию, пророчески благословил бедный тогда городок
Москву, как будущую церковную и государственную столицу Русской земли.
Духовными силами трех наших мужей XIV века, воспринявших этот завет
святителя, Русская земля и пришла поработать над предвозвещенной судьбой
этого города. Ни один из них не был коренным москвичом. Но в их лице
сошлись для общего дела три основные части Русской земли: Алексий, сын
черниговского боярина-переселенца, представлял старый киевский юг, Стефан -
новый финско-русский север, а Сергий, сын ростовского боярина-переселенца,
великорусскую средину. Это были образованнейшие русские люди своего века; о
них древние жизнеописатели замечают, что один "всю грамоту добре умея",
другой "всяко писание ветхого и нового завета пройде", третий даже "книги
греческие извыче добре". Потому ведь и удалось московским князьям так
успешно собрать в своих руках материальные, политические силы русского
народа, что им дружно содействовали добровольно соединившиеся духовные его
силы.
Но в общем каждый из трех деятелей делал свою особую часть. Они не
составляли общего плана действия, не распределяли между собой призваний и
подвигов и не могли этого сделать, потому что были люди разных поколений.
Они хотели работать над самими собой, делать дело собственного душевного
спасения. Деятельность каждого текла своим особым руслом, но текла в одну
сторону с двумя другими, направляемая таинственными историческими силами, в
видимой работе которых верующий ум прозревает миродержавную десницу
Провидения. Личный долг каждого своим путем вел всех троих к одной общей
цели. Происходя из родовитого боярства, искони привыкшего делить с князьями
труды обороны и управления страны, митрополит Алексий шел боевым
политическим путем, был преемственно главным советником трех великих князей
московских, руководил их боярской думой, ездил в орду ублажать ханов,