|
|
|
того, его члены носили названия, подобающие лицам гражданского ведомства:
президент, вице-президент, асессоры и пр. Они приносили присягу Государю,
как своему крайнему судье - все как в протестантских странах.
...Раньше Церковь, как самостоятельное от государственной власти
учреждение, могла и развиваться самостоятельно в самой себе, параллельно
государству и независимо от него; теперь она должна была действовать как
одно из государственных учреждений, наряду с другими государственными
учреждениями по предписаниям верховной власти "под наблюдением и
руководством из офицеров, человека доброго и смелого", как говорит Указ о
назначении обер-прокурора 11 мая 1722 года. Теперь и Церковь обращается уже
не только с увещанием, исходя из нравственного убеждения, а как
правительственное учреждение, издающее юридически обязательные акты,
неисполнение которых карается силой государственных законов. Церковь уже -
не сила нравственно-воспитательная, а учреждение, в котором физическое
принуждение возводится в систему. Сама проповедь церковная из живого слова
превращается в сухую мораль, регламентированную правительством до мелочей,
до позы проповедника, и Церковь лишается положения свободной
воспитательницы народа, свободно отзывающейся на все явления жизни".
XIV. РАЗГРОМ ПРАВОСЛАВИЯ
В материалах по истории Петра, в записях, посвященных событиям 1721
года, Пушкин помещает следующую запись: "По учреждении Синода, духовенство
поднесло Петру просьбу о назначении патриарха. Тогда - то (по свидетельству
современников, графа Бестужева и барона Черкасова) Петр, ударив себя в
грудь и обнажив кортик, сказал: "Вот вам патриарх". Так по-хулигански
ответил Петр на законное требование духовенства.
Только преследование русского духовенства при большевиках может быть
сравнимо с преследованием русского духовенства при Петре Первом. Трудно
|
|
|
|