|
|
|
Обращаясь к павшим воинам Дмитрий Донской говорил: "Братья...
Положили еже головы за святые церкви, за Землю Русскую, за веру
христианскую. Простите меня, братья, и благословите!"...
"Задонщина, сказание о Мамаевом побоище" начинает собой ряд сказаний
на излюбленную тему русской средневековой литературы - тему о борьбе с
чужеземным игом.
IV
Средневековая Русь, так же как и Киевская, вовсе не спала все время,
как это считает Мережковский, только повторяя традиционное воззрение
интеллигентов историков на национальное прошлое.
Средневековая Русь, помимо горячего интереса к собственному
прошлому, интересуется прошлым других народов. Русский Нестор Искандер,
находившийся в рабстве у турок был свидетелем осады турками Константинополя
в 1453 году. Повесть о падении Константинополя, написанная им
свидетельствует, что он был человеком значительным для своего времени,
культуры. Кроме хронографов, в которых изложен ход развития мировой истории
в XV веке, средневековой Руси известны описания путешествий в Иерусалим,
Царьград, в Афон, во Флоренцию, "Хождения за три моря" - описание
путешествия в Индию и другие страны тверского купца Афанасия Никитина.
Это тоже высоко патриотическое произведение. Тут тоже нет и намека
на радищевское отношение к русской действительности. Побывавший в
богатейших странах Ближнего Востока и Индии, Афанасий Никитин, следуя
древне русской традиции, очень ценит свое отечество.
"Да сохранит Бог землю русскую, - восклицает Афанасий Никитин. -
Боже сохрани! Боже сохрани! На этом свете нет страны, подобной ей!
Некоторые вельможи земли русской несправедливы и недобры! Но да устроится
русская земля... Боже! Боже! Боже! Боже!"
Когда Афанасий Никитин восклицает в своем "Хождении за три моря", -
|
|
|
|