Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246
 

веков татарское иго. "...Третье большое событие русской души, и по своим

отдаленным событиям важнейшее - есть германское нашествие XIII столетия, -
пишет Вальтер Шубарт. - Тогда шведы, датчане и немцы устремились с
Балтийского моря на русскую землю. Основали Ригу и Ревель и достигли Пскова
и Новгорода. Таков был ответ на умоляющие просьбы, с которыми русские
обращались к христианскому Западу, дабы сохранить свое существование против
натиска язычников. Это было первое знакомством русских с
западно-европейцами. Оно было достаточно горьким. Тогда и были посеяны
первые семена отталкивания от Запада.
Но, тем не менее, германское нашествие не оказало еще своего
воздействия на душевное развитие русских. Однако, потеря плодородных
прибрежных земель, потеря, с которой ни политически, ни экономически нельзя
было помириться, обусловила попытки обратного завоевания, а это сделало
невозможным для русских забыть Европу из-за своих восточных забот. Эта
потеря снова и снова втягивала Россию в судьбы народов западной Европы. Так
в результате, из балтийской борьбы между русскими и германцами произошло
столкновение мирового значения между прометеевской Европой и русскостью,
оставшейся верной Богу. Для России - это самая мрачная и значительнейшая
глава ее истории". (18)
Касаясь же основ гармонической души русского человека после
совершенной Петром I революции, Вальтер Шубарт пишет:
"Со времен Петра I-го русская культура развивается в чуждых формах,
которые не выросли органически из русской сущности, а были ей насильственно
навязаны. Так возникло явление псевдоморфозы культуры. Результатом был
душевный надлом, отмеченный почти во всех жизненных проявлениях последних
поколений, та русская душевная болезнь, чьей лихорадкой, по крайней мере
косвенно, через самооборону, охвачено сейчас все население земного шара.
Это - пароксизм мирового исторического размаха".
Развивая эту же, главную идею своего труда, Вальтер Шубарт, говорит