|
|
|
особенно ценны тем, что их высказывает не русский.
В главе "История русской души" он пишет:
"...Первоначально русская душа, также как и заодно Европейская во
времена готики, была настроена гармонически: Гармонический дух живет во
всем древнейшем русском христианстве. Православная Церковь принципиально
терпима. Она отрицает насильственное распространение своего учения и
порабощение совести. Она меняет свое поведение только со времен Петра I,
когда подпав под главенство государства, она допустила ущемление им своих
благородных принципов. Гармония лежит и в образе русского священника.
Мягкие черты его лица и волнистые волосы напоминают старые иконы. Какая
противоположность иезуитским головам Запада с их плоскими, строгими,
цезаристскими лицами! "Вообще, характерным для типа русского святого
является спокойствие и истовость всего душевного склада, просветленность и
мягкость, духовная трезвость, далекая от всякой напыщенности и истерии,
одновременно мужество и кротость..." (Арсеньев). Гармония сквозит во всем
старчестве, этом странном и возвышенном явлении русской земли. По сравнению
с "деловым, почти театральным поведением европейцев", - Киреевский
отмечает, - "смирение, спокойствие, сдержанность, достоинство и внутреннюю
гармонию людей, выросших в традициях Православной Церкви". Это чувствуется
во всем, вплоть до молитвы. Русский не выходит из себя от умиления, но,
напротив, особое внимание обращает на сохранение трезвого рассудка и
гармонического состояния духа. Русский Киреевский (1850), стоит ближе к
классическим грекам, нежели к русским нигилистам следующего поколения. Он
также ближе грекам, чем весь европейский классицизм эпохи
Просвещения. Подтверждением того же гармонического чувства является
русская иконопись и, вообще, древне-русская живопись: совершенная по формам
Святая Троица Андрея Рублева (1370-1430), творения мастера Дионисия -
древнерусская архитектура с ее благородным спокойствием. Церковь Защитницы
Марии на Нерли у Владимира (1165), или Дмитровская церковь во Владимире
|
|
|
|