|
|
|
его в этом образе мыслей; мы не ошибемся, если скажем, что Его Величество
представлял себе истинную религию в виде лютеранской. Ибо, хотя в России до
сих пор еще не все устроено по правилам нашей истинной религии, однако тому
уже положено начало, и мы тем менее можем сомневаться в счастливом успехе,
что мы знаем, что только грубые и упорные умы, воспитанные в своей
суеверной греческой религии, не могут быть изменены сразу и уступают только
постепенно; их, как детей, следует приводить шаг за шагом к познанию
истины". Автор с восторгом пишет о Петре I: "что касается до призывания
святых, то Его Величество указал, чтобы изображение Святого Николая нигде
не стояло в комнатах, чтобы не было обычая приходя в дом сначала кланяться
иконам, а потом хозяину. Система обучения в школах совершенно лютеранская и
юношество воспитывается в правилах нашей истинной евангельской религии.
Чудеса и мощи также уже не пользуются прежним уважением".
Еще в больший восторг автора приводит отмена патриаршества. "Царь
отменил патриаршество и по примеру протестантских князей объявил себя
самого верховным епископом всей страны".
"Морозов сообщает, - указывает Зызыкин, - что сначала в Синод хотели
ввести и протестантских пасторов и сделать его высшим административным
учреждением и для других христианских Церквей (первое время ему и подлежали
лютеранские Церкви). Это было окончательным уничтожением особности Церкви,
высший орган которой получал бытие от государства и становился одним из
государственных учреждений. В соответствии с этим исповедь и проповедь
поставлены на службу государству. Преступления государственные духовник
открывал полиции, а проповедь признана была стать одним из политических
средств для государства". О сильном влиянии протестантства указывает и С.
Платонов. Он пишет: "С реформой Петра протестантская культура стала широко
влиять на Русь". (46)
А Павлов в своем "Курсе русского церковного права" говорит прямо:
"Взгляд Петра Великого на Церковь ...образовался под давлением
|
|
|
|