|
|
|
тишина в Русской земле. По смерти Калиты Русь долго вспоминала его
княжение, когда ей впервые в сто лет рабства удалось вздохнуть свободно, и
любила украшать память этого князя благодарной легендой.
Так к половине XIV века подросло поколение, выросшее под
впечатлением этой тишины, начавшее отвыкать от страха ордынского, от
нервной дрожи отцов при мысли о татарине. Недаром представителю этого
поколения, сыну великого князя Ивана Калиты, Симеону современники дали
прозвание Гордого. Это поколение и почувствовало ободрение, что скоро
забрезжит свет. В это именно время, в начале сороковых годов XIV века,
совершились три знаменательные события: из московского Богоявленского
монастыря вызван был на церковно-административное поприще скрывавшийся там
скромный 40-летний инок Алексий; тогда же один 20-летний искатель пустыни,
будущий Преподобный Сергий, в дремучем лесу - вот на этом самом месте -
поставил маленькую деревянную келию с такой же церковию, а в Устюге у
бедного соборного причетника родился сын, будущий просветитель Пермской
земли св. Стефан. Ни одного из этих имен нельзя произнести, не вспомнив
двух остальных. Эта присноблаженная троица ярким созвездием блещет в нашем
XIV веке, делая его зарей политического и нравственного возрождения Русской
земли. Тесная дружба и взаимное уважение соединяла их друг с другом.
Митрополит Алексий навещал Сергия в его обители и советовался с ним, желая
иметь его своим преемником. Припомним задушевный рассказ в житии
преподобного Сергия о проезде св. Стефана Пермского мимо Сергиева
монастыря, когда оба друга на расстоянии 10 с лишком верст обменялись
братскими поклонами.
Все три св. мужа, подвизаясь каждый на своем поприще, делали одно
общее дело, которое простиралось далеко за пределы церковной жизни и широко
захватывало политическое положение всего народа. Это дело - укрепление
Русского государства, над созиданием которого по своему трудились
московские князья XIV века. Это дело было исполнением завета, данного
|
|
|
|