|
|
|
"...Самодержавие, учреждение вполне народное; отрешенное от
народности, оно перестает быть русским самодержавием и становится
абсолютизмом".
Правильно понимал роль и значение самодержавия и оклеветанный левыми
Победоносцев.
"...Самодержавие священно по своему внутреннему значению, будучи
великим служением перед Господом; государь - великий подвижник, несущий
бремя власти, забот о своем народе во исполнение заповеди "друг друга
тяготы носите". Самодержавие не есть самоцель, оно только орудие высших
идеалов. Русское самодержавие существует для Русского государства, а не
наоборот".
Для того, чтобы выполнить поставленные после Флорентийского Собора
цели Московским Великим Князьям и всем москвичам пришлось победить
неимоверное количество всевозможных препятствий.
"По-видимому, никогда и нигде в истории мира инстинкт жизни не
проявил себя с такой полнотой, упорством и цепкостью, как в истории Москвы.
По-видимому, никогда и нигде в мире не было проявлено такого единства
национальной воли и национальной идеи. Эта идея носила религиозный характер
или, по крайней мере, была формулирована в религиозных терминах. Защита от
Востока была защитой от "басурманства", защита от Запада была защитой от
"латынства". Москва же была хранительницей истинной веры, и московские
успехи укрепляли уверенность москвичей в их исторической роли защитников
Православия. Падение Константинополя, которое последовало сразу же после
попытки константинопольской церкви изменить Православию и заключить
Флорентийскую унию с латинством, оставляло Москву одну во всем мире. Именно
ей, Москве, нерушимо стоявшей на "Православии", на "правой вере" суждено
теперь было стать "Третьим Римом" - "а четвертому уже не быти".
"Москва, так сказать, предвосхитила философию Гегеля, по которой
весь мировой процесс имел одну цель: создание Пруссии. С тою только
|
|
|
|