Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246
 

древние царские двери замечательной резьбы, по сторонам их стояли местные

иконы в серебряных ризах с подвешенными пеленами, парчовыми или бархатными,
расшитыми золотом, украшенными жемчугом, дробницами. Перед ними ставлены
были огромные серебряные подсвечники с пудовыми свечами. Древний Деисус с
ликами апостолов, пророков и праотцов возвышался на вызолоченном табло
старинной искусной резьбы. С потолка спускалось несколько паникадил с
прорезными золоченными яблоками, с серебряными перьями, с репьями и витыми
усами. Малые образа древней иконописи, расставленные по полкам, были
украшены ризами обронного, сканного и басманного дела с жемчужными цатами и
ряснами. Тут были иконы Новгородского пошиба, иконы Строгановских писем
первого и второго, иконы фряжской работы царских кормовых зоографов Симона
Ушакова, Николы Павловца и других.
Все это когда-то хранилось в старых церквах и монастырях или
составляло заветную родовую святыню знатных людей допетровского времени.
Доброхотные датели и невежественные настоятели, ревнуя не по разуму о
благолепии дома Божия, заменяли в своих церквах драгоценную старину
живописными иконами в так называемом новом вкусе.
Напудренные внуки бородатых бояр сбывали лежавшее в их кладовых
дедовское благословение, как ненужный хлам, и на вырученные деньги накупали
Севрского фарфора, парижских гобеленов, редкостных табакерок и породистых
рысаков или растранжиривали их с заморским и любовницами", - пишет
Мельников-Печерский, большой знаток истории раскола и допетровской старины.
(30)
"Старообрядцы, не жалея денег, спасали от истребления неоценимые
сокровища родной старины, собирая их в свои дома и часовни. Немало таких
сокровищ хранилось в обители матери Манефы. Были тут и комнатные иконы
старых царей и наследственные святыни знатных допетровских родов и
драгоценные рукописи и всякого рода древняя церковная и домашняя утварь".
(31)