Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246
 

В ХIV веке, несмотря на политическую зависимость от татар Русь

переживает новый расцвет культуры, который, по мнению Л. Ковалевского,
"вполне можно назвать русским возрождением". (11)
"Как и на Западе в XIV веке, в канун Возрождения, идет интенсивная,
напряженная работа по созданию русской национальной культуры. Причем
национальное своеобразие русской культуры ХIV-ХV вв., - как справедливо
пишет Д. С. Лихачев в своей книге "Культура Руси эпохи образования русского
национального государства", - было выражено отчетливее, чем национальные
черты культуры Франции, Англии, Германии и т. д. того же времени.
Единство русского языка гораздо крепче в этот период, чем единство
национальных языков во Франции, Англии. в Германии и Италии. Русская
литература гораздо строже подчинена единой теме государственного
строительства, чем литературы других народов.
Русская культура начала XVI века ближе к чисто народному деревянному
зодчеству, а следовательно, сильнее выражает национальное своеобразие, чем
архитектуры других стран. Распространение исторических знаний и интерес к
родной истории глубже и шире в России в ХV-ХVI вв., чем где бы то ни
было... "
А в предисловии к своей книге Лихачев с не меньшим основанием пишет:

"По мере того, как историческая наука отходит от традиционного
представления о древней Руси, как о мрачной поре культурного застоя,
неподвижности, замкнутости и упадка, по мере того, как искусствоведы,
археологи, литературоведы, обнаруживают новые факты, свидетельствующие о
высоком уровне русской средневековой культуры, выясняется и своеобразие
отдельных эпох культурного развития Руси. Киевская Русь Х-ХII вв.,
Галицко-Волынская Русь XIII в., Владимиро-Суздальская Русь ХII-ХШ, Русь
ХIV-ХV вв., Россия XVI в. и русская культура ХVII в. предстает каждая в
своем неповторимом своеобразии.