Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246
 

становилось тогда традицией Великих Князей. Схима иноплеменника, бойца и

полководца князя Андрея Ольгердовича не была выходящим из ряда вон
явлением. Оно соответствовало духу века, в котором подвиг служения Родине и
подвиг служения Богу гармонично сливались. Столь же созвучно духовному
строю тех поколений было и "прикомандирование" Св. Сергием иноков Пересвета
и Ослябя к войску Великого Князя Дмитрия. Можно предполагать, что таких
было не два, а много больше. Ведь кто-то же служил молебны и обедни для
этих 150.000 ополченцев? И где были эти служившие Богу, в первой стадии
битвы, при отступлении русских за линии своего обоза? Несомненно, они
влились в ряды бойцов и вдохновили их на мощный контрудар. Так монахи -
интеллигенты того времени, выполняли свои общественные и даже чисто военные
функции.
"...Они - очаги духовной и материальной культуры. Обе эти формы
прогресса плотно связаны и гармонично слиты в среде иноков-интеллигентов.
Через 80-100 лет этот Кирилла-Белозерский монастырь уже знаменит богатством
своей библиотеки. Спаса-Андрониевский монастырь рождает замечательную школу
художников-иконописцев. Из Кирилла-Белозерского источника общественной
мысли вытекает мощное течение "Заволжских старцев", возглавляемое
мыслителем Нилом Сорским, стройная система
религиозно-морально-общественного мировоззрения.
Так, по национально осознавшей себя Руси грядет могучая армия
народной, почвенной, религиозной интеллигенции. Впереди - сотни святителей
и подвижников, а во главе их - Божий Угодник и Чудотворец русский - Святой
Сергий Радонежский". Эти мысли Бориса Ширяева совершенно верны. Он только
неправильно называет творцов культуры средневековой Руси - интеллигентами.
Это были не интеллигенты, а образованные люди, такие, какие имелись и
имеются во всяком нормально развивавшемся государстве.
II