|
|
|
"...Не привлекательны первые "интеллигенты", первые идейные
отщепенцы русской земли. Что характеризует их всех, так это поверхность и
нестойкость, подчас моральная дряблость. Чужая культура, неизбежно
воспринимаемая внешне и отрицательно, разлагала личность, да и оказывалась
всего соблазнительнее для людей слабых, хотя и одаренных, на их несчастье,
острым умом. От царя Дмитрия (Лжедимитрия) к кн. Ивану Андреевичу
Хворостину, отступившему от православия в Польше и уверявшему, что "в
Москве народ глуп", "в Москве не с кем жить", - к Котошихину, из Швеции
поносившему ненавистный ему московский быт, - через весь XVII век тянется
тонкая цепь еретиков и отступников, на ряду с осторожными поклонниками
Запада, Матвеевыми, Голицыными, Ордин-Нащокиными..."
Сын руководителя Посольского Приказа при царе Алексее Михайловиче,
Ордин-Нащокин, сбежавший в Польшу, тоже принадлежит к числу первых
западников.
"...до того увлекся западом, что бежал из России и сын русского
резидента в Польше Тяпкина, который получил образование в Польше и
благодарил короля польского за науку в высокопарных фразах на латинском
языке" (С. Платонов). Князю И. Хворостинину, автор обширного, недавно
изданного в САСШ, исследования "Обзор русской культуры", проф. В. А.
Рязановский дает следующую характеристику:
"...Князь И. А. Хворостинин, воевода, происходивший из старинного и
славного рода, в молодости получил латинское образование, увлекался
католическими идеями, а позднее впал в религиозное вольнодумство и развил в
себе презрение ко всем порядкам Московского государства. Его за
вольнодумство дважды ссылали в монастырь, лишили дворянства. Он раскаялся и
был прощен, умер в 1625 г. Человек умный и озлобленный, Хворостинин оставил
после себя записки ("Словеса дней и царей"), содержавшие его рассуждения о
современности". (7)
"Это был своеобразный русский вольнодумец на католической подкладке,
|
|
|
|