|
|
|
своим детям, как наставника, ученого монаха-украинца, который учил их не
только премудрости "Часослова" и "Псалтыри", но еще латинскому и польскому;
при всем том Алексей Михайлович был первым царем, разрешившим и даже
"авторизировавшим" театральные спектакли в Москве и - более того -
основавшим первый придворный спектакль".
В своей книге "Исторический путь России" П. Ковалевский, такой же
западник, как и Платонов, указывает что "вторая половина семнадцатого века,
пора замечательного расцвета искусств в Ростове Великом".(5)
"Образованные люди, вроде Митрополита Ростовского Ионы, Св. Дмитрия
Ростовского, Василия Галицкого, Артамона Матвеева, Мусина-Пушкина,
Богдановичей и других, по своему образованию не ниже самых образованных
людей Запада. Кроме Ростовского края, одним из ярких центров искусства и
культуры является. также обширный Вологодский север".
Особенно культурен был север страны, Вологодский край и Беломорье,
никогда не знавшие крепостного права. Население севера давно общалось с
англичанами, плавало в Норвегию и Англию.
Появление Ломоносова из Холмогор далеко не случайно. Грамотность в
районе Белого моря была значительно большая, чем в центральных районах
России. Многочисленные раскольничьи скиты были рассадниками грамотности и
образованности. Среди старцев встречались очень культурные для того времени
люди. Среди них встречались и иностранцы, перешедшие в древнее благочестие.
История сохранила нам, например, имя старца Выговского скита Паисия,
иностранца родом, который перед тем, как стать старцем, окончил университет
в Сорбонне.
Нельзя преувеличивать, но не надо и преуменьшать степень
образованности допетровской Руси, которая без совершенной Петром революции
постепенным заимствованием европейской техники и культуры несомненно
добилась бы таких же блестящих успехов в усвоении европейской культуры, как
этого достигла Япония, не революционным путем, по которому пошел Петр, а
|
|
|
|