Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246
 

"...Не его стихия - крайность, - справедливо характеризует Борис

Зайцев Сергия Радонежского. - Спокойно, неторопливо и без порывов восходил
Сергий Радонежский к святому".
"Прохлада, выдержка и кроткое спокойствие, гармония негромких слов и
святых дел создали единственный образ святого. Сергий глубочайший русский,
глубочайший православный. В нем есть смолистость севера России, чистый,
крепкий и здоровый ее тип. Если считать - а это очень принято - что
"русское" гримаса, история и юродство, "достоевщина", то Сергий явное
опровержение. В народе, яко бы лишь призванном к "ниспровержениям" и
разинской разнузданности, к моральному кликушеству и эпилепсии - Сергий как
раз пример - любимейшей самим народом - ясности, света прозрачного и
ровного".
"В нем не было восторга, как во Франциске Ассизском", - говорит Б.
Зайцев в другом месте. - Он осторожен, нетороплив, скромен. Если Франциск
Ассизский в духовном порыве летел над землей, то Сергий Радонежский шел по
земле, неустанно трудился на ней и звал к труду других.
"...Жизнь Сергия, - указывает Б. Зайцев, - дает образ постепенного,
ясного внутренне-здорового движения. Это непрерывное, не драматическое
восхождение. Святость растет в нем органично. Путь Савла, почувствовавшего
себя Павлом - не его путь."
Другими словами типичный русский святой, которого Русь признала
своим народным святым, образцом русской святости, духовно гораздо более
гармоничен, чем типичный святой западного мира - Франциск Ассизский.
У Сергия Радонежского "нету грусти. Но как будто бы всегда он в
сдержанном, кристально-разряженном, прохладном воздухе".
Вспоминая рассказы современников о Преподобном, Ключевский говорил,
что "читая эти рассказы, видишь пред собою практическую школу благонравия,
в которой сверх религиозно-иноческого воспитания главными житейскими
науками были уменье отдавать всего себя на общее дело, навык к усиленному