|
|
|
большими лесами. Огромная дань, наложенная татарами на Русь, и другие
пошлины и сборы поглощали весь национальный доход. Не было возможности для
экономического прогресса. Экономическое развитие России во время татарского
ига задержалось". (19) А вслед за экономическим развитием задержалось и
культурное развитие. Русь должна была уступить то блестящее место, которое
она занимала в раннем Средневековье другим.
В домонгольской Руси были школы, где преподавалась математика. И,
действительно, для построения сказочно-прекрасного Георгиевского собора и
других зданий русские мастера (Петр, Коров, Миронег и другие) должны были
знать не только правила арифметики, но и основы геометрии. А в результате
татарского ига в XV в. счет в десять тысяч назывался по-татарски "тьма", а
в сто тысяч уже "неведием".(20)
II
При малейшей попытке нарисовать исторически верную картину культуры
Московского Царства, русская интеллигенция обвиняла всех, кто пытался это
делать в идеализации средневекового русского общества. Особенно острые
споры возникали вокруг вопроса о степени грамотности населения в Московской
Руси.
"...Кажется, ни по одному вопросу нашей внутренней истории не
существует такой резкой разницы в мнениях, как по вопросу о роли школы и
образования в древней Руси. Тогда как одни считают существование школ до
Петра редким исключением, другие, наоборот, покрывают всю допетровскую Русь
целой сетью церковно-приходских училищ", - указывает проф. В. Рязановский в
своем "Обзоре Русской Культуры". (21)
Точка зрения самого В. А. Рязановского на этот важный для понимания
уровня культуры средневековой Руси такова. Он считает, что:
"...всеобщей грамотности в Московской Руси далеко не было, но здесь
существовала довольно широкая культурная среда, главным образом городская и
|
|
|
|