Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246
 

большими лесами. Огромная дань, наложенная татарами на Русь, и другие

пошлины и сборы поглощали весь национальный доход. Не было возможности для
экономического прогресса. Экономическое развитие России во время татарского
ига задержалось". (19) А вслед за экономическим развитием задержалось и
культурное развитие. Русь должна была уступить то блестящее место, которое
она занимала в раннем Средневековье другим.
В домонгольской Руси были школы, где преподавалась математика. И,
действительно, для построения сказочно-прекрасного Георгиевского собора и
других зданий русские мастера (Петр, Коров, Миронег и другие) должны были
знать не только правила арифметики, но и основы геометрии. А в результате
татарского ига в XV в. счет в десять тысяч назывался по-татарски "тьма", а
в сто тысяч уже "неведием".(20)
II

При малейшей попытке нарисовать исторически верную картину культуры
Московского Царства, русская интеллигенция обвиняла всех, кто пытался это
делать в идеализации средневекового русского общества. Особенно острые
споры возникали вокруг вопроса о степени грамотности населения в Московской
Руси.
"...Кажется, ни по одному вопросу нашей внутренней истории не
существует такой резкой разницы в мнениях, как по вопросу о роли школы и
образования в древней Руси. Тогда как одни считают существование школ до
Петра редким исключением, другие, наоборот, покрывают всю допетровскую Русь
целой сетью церковно-приходских училищ", - указывает проф. В. Рязановский в
своем "Обзоре Русской Культуры". (21)
Точка зрения самого В. А. Рязановского на этот важный для понимания
уровня культуры средневековой Руси такова. Он считает, что:
"...всеобщей грамотности в Московской Руси далеко не было, но здесь
существовала довольно широкая культурная среда, главным образом городская и