Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246
 

ценные предметы обладания; рукописи постоянно переписывались с большой

тщательностью и часто жертвовались перед смертью владельцами "по душе":
жертвователь за свой дар просит монастырь или церковь о вечном поминовении
своей души."
Но вот пришла совершенная Петром I революция и рукописи перестали
ценить и беречь. "В XVII веке рукопись очень ценилась тогдашним культурным
классом, - указывает Платонов, - а теперь в XVIII веке этот класс уступил
место новым культурным слоям, которые к рукописным источникам старины
относились презрительно, как к старому негодному хламу. Духовенство также
перестало понимать историческую и духовную ценность своих богатых
рукописных собраний и относилось к ним небрежно. Обилие рукописей,
перешедших из XVII века в XVIII век, способствовало тому, что их не
ценили". (29)
Многое из древней русской старины спасли богатые старообрядцы,
скупавшие древние иконы, старинную резьбу по дереву, домашнюю утварь и
передававшие их стоявшим в глухих лесах старообрядческим скитам. Об этом
свидетельствует глубоко изучивший старообрядческие скиты и побывавший во
многих из них автор знаменитых романов "В лесах" и "В горах"
Мельников-Печерский.
В романе "В лесах" он так описывает один из старообрядческих скитов,
хоронившийся в приволжских лесах.
"...Мать Манефа была вся в свою предшественницу Екатерину. Обитель
при ней процветала. Она считалась лучшей обителью не только во всем
Комарове, но и по всем скитам Керженским, Чернораменским. Среди ее, на
широкой поляне, возвышалась почерневшая от долгих годов часовня. с темной,
поросшей белесоватым мхом кровлей. До 3.000 икон местных, средних и
штилистовых стояли в большом и в двух малых придельных иконостасах, а также
на полках по всем стенам часовни. В середине большого пятиярусного
иконостаса, поставленного у задней стены на возвышенной солее, находились