|
|
|
ценные предметы обладания; рукописи постоянно переписывались с большой
тщательностью и часто жертвовались перед смертью владельцами "по душе":
жертвователь за свой дар просит монастырь или церковь о вечном поминовении
своей души."
Но вот пришла совершенная Петром I революция и рукописи перестали
ценить и беречь. "В XVII веке рукопись очень ценилась тогдашним культурным
классом, - указывает Платонов, - а теперь в XVIII веке этот класс уступил
место новым культурным слоям, которые к рукописным источникам старины
относились презрительно, как к старому негодному хламу. Духовенство также
перестало понимать историческую и духовную ценность своих богатых
рукописных собраний и относилось к ним небрежно. Обилие рукописей,
перешедших из XVII века в XVIII век, способствовало тому, что их не
ценили". (29)
Многое из древней русской старины спасли богатые старообрядцы,
скупавшие древние иконы, старинную резьбу по дереву, домашнюю утварь и
передававшие их стоявшим в глухих лесах старообрядческим скитам. Об этом
свидетельствует глубоко изучивший старообрядческие скиты и побывавший во
многих из них автор знаменитых романов "В лесах" и "В горах"
Мельников-Печерский.
В романе "В лесах" он так описывает один из старообрядческих скитов,
хоронившийся в приволжских лесах.
"...Мать Манефа была вся в свою предшественницу Екатерину. Обитель
при ней процветала. Она считалась лучшей обителью не только во всем
Комарове, но и по всем скитам Керженским, Чернораменским. Среди ее, на
широкой поляне, возвышалась почерневшая от долгих годов часовня. с темной,
поросшей белесоватым мхом кровлей. До 3.000 икон местных, средних и
штилистовых стояли в большом и в двух малых придельных иконостасах, а также
на полках по всем стенам часовни. В середине большого пятиярусного
иконостаса, поставленного у задней стены на возвышенной солее, находились
|
|
|
|