Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246
 

(1194). Идеальное чувство формы этого искусства сразу же бросается в глаза.


Гармонически-греческое сказывается в ранней русской душе и в той
тесной связи, которую восточные Отцы Церкви пытались установить с Платоном,
в то время, когда Запад ориентировался на Аристотеля. Платон повлиял и на
позднейшее русское мышление в такой степени, что один из виднейших
философов современности мог сказать: "Для нас, русских, Платон глубоко
близок". Самым совершенным выражением русского чувства гармонии является
вера в богочеловечность Христа. Согласно русскому воззрению "это есть самое
сердце христианства" (Булгаков). Прометеевская культура стремилась к
разделению на две враждебные половины - Бога и мира, религии и культуры
(Лютер: "Князь, конечно, может быть христианином, но как таковой, он не
смет управлять. Как личность - он христианин, но княжеское звание не имеет
никакого касательства к его христианству"). И этому в противовес
богочеловечность Христа является прообразом внутренней связи между Богом и
человеком, между тем миром и этим, земным.
За эту мощную идею держалось русское Православие. (С какой любовью и
благоговением культивировал ее Соловьев). Она принадлежит русской душе, как
чистейшее и возвышеннейшее отражение врожденной гармонии, как
глубокомысленнейшее выражение ее чувства всеобщности.
Об этой России киевского периода Европа не знает почти ничего. Так
созрели суждения и предрассудки, как, например, Шпенглеровский о том, что
Россия воплощает собой Апокалипсическую ненависть против Античной Культуры.
России с XI по XV век это ни в коей мере не свойственно".
III

Первую дисгармонию в душу древнего русского человека внесли
пришедшие из Византии, чуждые ей религиозные и политические идеи.
Еще большую дисгармонию внесло в душу русского человека средних