|
|
|
(1194). Идеальное чувство формы этого искусства сразу же бросается в глаза.
Гармонически-греческое сказывается в ранней русской душе и в той
тесной связи, которую восточные Отцы Церкви пытались установить с Платоном,
в то время, когда Запад ориентировался на Аристотеля. Платон повлиял и на
позднейшее русское мышление в такой степени, что один из виднейших
философов современности мог сказать: "Для нас, русских, Платон глубоко
близок". Самым совершенным выражением русского чувства гармонии является
вера в богочеловечность Христа. Согласно русскому воззрению "это есть самое
сердце христианства" (Булгаков). Прометеевская культура стремилась к
разделению на две враждебные половины - Бога и мира, религии и культуры
(Лютер: "Князь, конечно, может быть христианином, но как таковой, он не
смет управлять. Как личность - он христианин, но княжеское звание не имеет
никакого касательства к его христианству"). И этому в противовес
богочеловечность Христа является прообразом внутренней связи между Богом и
человеком, между тем миром и этим, земным.
За эту мощную идею держалось русское Православие. (С какой любовью и
благоговением культивировал ее Соловьев). Она принадлежит русской душе, как
чистейшее и возвышеннейшее отражение врожденной гармонии, как
глубокомысленнейшее выражение ее чувства всеобщности.
Об этой России киевского периода Европа не знает почти ничего. Так
созрели суждения и предрассудки, как, например, Шпенглеровский о том, что
Россия воплощает собой Апокалипсическую ненависть против Античной Культуры.
России с XI по XV век это ни в коей мере не свойственно".
III
Первую дисгармонию в душу древнего русского человека внесли
пришедшие из Византии, чуждые ей религиозные и политические идеи.
Еще большую дисгармонию внесло в душу русского человека средних
|
|
|
|