|
|
|
Вся история русской культуры свидетельствует о необычайной
творческой силе русского народа, о ее все нарастающем движении. Развитие
русской культуры в XI - начале XIII вв. представляет собою непрерывный
поступательный процесс, который накануне татаро-монгольского ига достиг
своей наивысшей ступени: в живописи - новгородские фрески, в архитектуре -
владимиро-суздальское зодчество, в литературе - летописи и Слово о полку
Игореве. Татаро-монгольское нашествие внешней силой, искусственно
затормозило интенсивное развитие древне-русской культуры.
Только исключительно тяжелым гнетом татаро-монгольского ига может
быть объяснена та задержка в культурном развитии Руси, которая наступила в
средине XIII в. - с того самого времени, когда как раз особенно интенсивным
становится культурное развитие Западной Европы, защищенной русской кровью
от опустошительного урагана с востока.
Тем не менее и в годы тяжелого "томления и муки" татаро-монгольского
ига, культурная жизнь Руси продолжала теплиться. Русский народ сохранил
интерес к своему прошлому.
Идеи осознанного национального единства - единого русского народа в
единой русской земле, - возникшие чрезвычайно рано и засвидетельствованные
древнейшими памятниками русской письменности, а затем необычайно ярко
сказавшиеся и в летописи и в Слове о полку Игореве, бережно сохранялись на
северо-востоке, чтобы вылиться затем в твердую политическую программу
собирания "всея Руси": ее земель, ее народа и ее культуры.
В средневековой Руси, вплоть до XVII века, то есть на протяжении
более шести веков, наиболее типичным явлением русской культуры была
летопись.
Вся культура древней Руси, долгое время бывшей под чужеземным игом,
была пронизана интересом к родной истории. (12)
III
|
|
|
|