|
|
|
перечислить все насилия, которые осуществил Петр против православной
церкви. Известный историк Православной Церкви Голубинский называл церковную
реформу Петра "государственным еретичеством". В "Истории греко-восточной
церкви под властью турок", написанной А. П. Лебедевым, читаем, что в
истории Константинопольской Церкви, после турецкого завоевания, мы не
находим ни одного периода такого разгрома епископата и такой
бесцеремонности в отношении церковного имущества, как это было проявлено
Петром Первым. "Русская церковь в параличе с Петра Великого. Страшное
время". Такую оценку сделал результатам церковной реформы Петра величайший
русский философ Ф. Достоевский в своей записной книжке. Это событие
принесло очень серьезные последствия, за результаты которых расплачивается
наше поколение.
Петр все старался переделать на свой лад. Заставлял строить церкви
не с куполами, а с острыми шпилями по европейскому образцу. Заставлял
звонить по новому, писать иконы не на досках, а на холсте. Велел разрушать
часовни. Приказал "Мощей не являть и чудес не выдумыват". Запрещал жечь
свечи перед иконами, находящимися вне церкви. Нищих велел ловить, бить
батожьем и отправлять на каторгу. С тех, кто подаст милостыню, приказал
взыскивать штраф в пять рублей. Петр нарушил тайну исповеди и приказал
священникам сообщать в Преображенский приказ (этот прообраз НКВД) о всех,
кто признается на исповеди о недоброжелательном отношении к его замыслам.
Петр издал, например, указ, согласно которого мужские монастыри
должны были быть превращены в военные госпитали, а монахи в санитаров, а
женские монастыри в швейные, ткацкие мастерские и мастерские кружев.
Поэтому необходимо отметить, что именно в результате сужения Петром
деятельности духовенства, после-петровская эпоха характерна сильным
огрубением народных нравов. Монастыри, в течение всей истории бывшие
рассадниками веры и образования, для Петра только "гангрена государства".
Петр так же, как и большевики, считает, что духовенство должно оказывать
|
|
|
|