|
|
|
Знаменитый европейский географ Олеарий был приглашен в Москву на основании
соображения, что "в Москве и такие люди надобны". В конце царствования царя
Михаила, на Кокуе, как народ называл Немецкую слободу под Москвой - жило
около тысячи иностранцев со своими семьями из различных европейских стран.
VIII
Итак С. Платонов, очень высоко оценивает нравственные качества и
вообще всю личность отца Петра. С. Платонов упрекает только царя Алексея в
том, что: "...При всей своей живости, при всем своем уме царь Алексей
Михайлович был безвольный и временами малодушный человек. Пользуясь его
добротою и безволием, окружавшие не только своевольничали, но забирали
власть и над самим "тихим" государем".
"...Слабость характера была одним из теневых свойств царя Алексея
Михайловича. Другое его отрицательное свойство легче описать, чем назвать.
Царь Алексей не умел и не думал работать. Он не знал поэзии и радостей
труда и в этом отношении был совершенною противоположностью своему сыну
Петру. Жить и наслаждаться он мог среди "малой вещи", как он называл свою
охоту и как можно назвать все его иные потехи. Вся его энергия уходила в
отправление того "чина", который он видел в вековом церковном и дворцовом
обиходе. Вся его инициатива ограничивалась кругом приятных "новшеств",
которые в его время, но независимо от него, стали проникать в жизнь
московской знати. Управление же государством не было таким делом, которое
царь Алексей желал бы принять непосредственно на себя".
Несколькими страницами раньше С. Платонов пишет, что "Злых и мерзких
дел за царем Алексеем современники не знают; однако иногда они бывали им
недовольны. В годы его молодости, в эпоху законодательных работ над
Уложением (1649 г.) настроение народных масс было настолько неспокойно, что
многие давали волю языку. Один из озлобленных реформами уличных озорников
Савинка Корепин болтал на Москве про юного государя, что царь, "глядит изо
|
|
|
|