|
|
|
братстве, воспитанном Сергием, живыми чертами описывает, как оно
воспитывалось, с какой постепенностью и любовью к человеку, с каким
терпением и знанием души человеческой. Мы все читали и перечитывали эти
страницы древнего жития, повествующие о том, как Сергий, начав править
собиравшейся к нему братией, был для нее поваром, пекарем, мельником,
дровоколом, портным, плотником, каким угодно трудником, служил ей, как раб
купленный, по выражению жития, ни на один час не складывал рук для отдыха;
как потом, став настоятелем обители, и продолжая ту же черную хозяйственную
работу, он принимал искавших у него пострижения, не спускал глаз с каждого
новичка, возводя его со степени на степень иноческого искусства, указывал
дело всякому по силам, ночью, дозором ходил мимо келий, легким стуком в
дверь или окно напоминал празднословившим, что у монаха есть лучшие способы
проводить досужее время, а поутру острожными намеками, не обличая прямо, не
заставляя краснеть, "тихой и кроткой речью" вызывал в них раскаяние без
досады..."
III
Характеризуя духовный облик Сергия Радонежского, Борис Зайцев пишет
в книге "Преподобный Сергий Радонежский", что его от всех "терний
пустынножительства защищало и природное спокойствие, ненадломленность,
невосторженность, в нем решительно нет ничего болезненного". А ведь в
предисловии Борис Зайцев пишет, что в духовном облике Сергия Радонежского
есть "глубокое созвучие народу, великая типичность - сочетание в одном
рассеянных черт русских". А если это так, то тогда значит мы должны
признать, что в духовном облике типичных русских интеллигентов,
духовно-разбросанных, неуравновешенных людей, есть очень мало черт типично
русского характера. Духовный облик русского интеллигента - это
искаженный, патологический облик русского человека, - полурусского,
полуевропейца.
|
|
|
|