Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246
 

шага вперед. На всякий вопрос он откликнется с полным его пониманием, не

устранится от его разрешения; но от него совершенно нельзя ждать той
страстной энергии, какою отмечена, деятельность его гениального сына, той
смелой инициативы, какой отличался Петр".
Спрашивается, почему это "резкие движения и резкие шаги" в
государственной деятельности должны считаться какой-то доблестью, а не
недостатками сильно вредящими деятельности государства.
Если историк С. Платонов прав и царь Алексей, не сделав ни одного
резкого шага, ни одного резкого движения на всякий вопрос откликался с
полным его пониманием, не устранялся от его разрешения, если ни одно дело
государственного значения "не проходило мимо царя", если он везде и всюду
"действовал с разумением дела". Если он "знает ход войны", желает
руководить работой дипломатии, а "в думу боярскую он несет ряд вопросов и
указаний", если за "всеми деятелями эпохи, во всех сферах государственной
жизни видна нам добродушная и живая личность царя Алексея", то мы должны
сказать, что он был на высоте своей высокой должности и что он был
идеальным царем, до которого далеко было его неуравновешенному сыну.
Вывод, к которому мы приходим ознакомившись с приведенными выше
оценками деятельности правительства царя Алексея - следующий: Царь Алексей
оставил очень добротные традиции правительственной деятельности.

IX
"Отец Петра, Алексей Михайлович, - пишет почитатель Петра I Н.
Добролюбов, в своей обширной рецензии на "Историю Царствования Петра
Великого" Н. Устьянова, - отличался добротою души и любовью ко благу своих
подданных". За этой верной оценкой следует обычная лживая выдумка
западников. "...Но он не имел столько энергии, чтобы совершенно избавиться
от влияния других людей, которые окружили его и обращали во зло его благие
намерения".