|
|
|
есть сознательная ложь, - пишет И. Солоневич в "Народной Монархии. -
Бессознательной она быть не может: факты слишком элементарны, слишком
общеизвестны и слишком уж бьют в глаза". Это жестокий для большинства
русских историков, но совершенно верный вывод.
Положение Европы, в которую поехал учиться Петр, во многих отношения
было хуже, чем положение в Московской Руси. Историки интеллигентского толка
слишком уж произвольно распределяют свет и тени, слишком уж живописуют
варварство Московской Руси и процветание тогдашней Европы. В Англии только
незадолго закончилась революция. Европа еще не залечила кровавых ран,
нанесенных Тридцатилетней войной. Война прекратилась только вследствие
того, что разоренное население Франции и бесчисленных немецких
государств-карликов стало вымирать с голода. По всей Европе пылали костры
инквизиции, на которых жгли еретиков и ведьм. Бельгия и Голландия также,
как и все государства, были переполнены нищими, бродягами и разбойниками. В
одном из германских городов все женщины были сожжены по обвинению в том,
что они ведьмы.
Какова была законность в "просвещенной и культурной" Европе,
показывает деятельность саксонского судьи Карпцофа. Он в одной только
крошечной Саксонии ухитрился за, свою жизнь казнить 20.000 человек. В
Италии и Испании, где свирепствовала инквизиция, дело было еще хуже. Нельзя
забывать, что последний случай сожжения еретика произошел в 1826 году, сто
двадцать пять лет после поездки Петра в гуманную и просвещенную Европу.
Таковы были порядки в Европе, которая по словам Ключевского, воспитывалась
"без кнута и застенка" и куда Петр поехал учиться более лучшим порядкам,
чем московские.
И. Солоневич нисколько не искажает исторического прошлого, когда
заявляет в "Народной Монархии":
"Самого элементарнейшего знания европейских дел достаточно, чтобы
сделать такой вывод: благоустроенной Европы, с ее благо-попечительным
|
|
|
|