Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246
 

мертвых дани востребовав: сего и в давние времена бывшие мучители не

творили. И тако той Лжехристос восхитив на себя царскую и святительскую
власть и вступи на высочайшую степень патриаршескую, яко свидетельствует о
том изданная им книга "Духовный Регламент" лист 3 в 9 пунктах: како для
чего уничтожи патриаршество, дабы ему единому властвовать, не имея равна
себе, но, вместо того устави Синод".
"Означенное суждение, - пишет проф. Зызыкин, - исходившее из толщ
народных, показывает, что превращение православного царя в главу Церкви не
прошло без народного протеста, и чуткой народной совести претил царепапизм,
как явление порожденное не православием, а языческой культурой
до-христианского Рима, и усугубленный протестантским пониманием объема
светской власти в церковных делах. Сочинения Феофана, наталкивавшие на
сомнения в мощах, в святых, в иконах, и вызванные этим духом мероприятия по
свидетельствованию мощей, житий святых, чудес, акафистов, запрещение
строить Церкви без разрешения Синода, закрытие часовен, запрещение ходить
по домам с иконами - тяжело действовало на религиозные чувства народа.
Главными виновниками народ почитал Феофана и Феодосия, этого "апостола
лютеранства", по выражению Царевича Алексея Петровича". (31)
В проповеди своей 12 марта 1713 г. в день имении Царевича Алексея
Петровича, Стефан Яворский резко осуждал реформу церковного управления на
протестантский манер:
"Того ради не удивляйся, что многомятежная Россия наша доселе в
кровных бурях волнуется; не удивляйся, что по толикам смятениям доселе не
имамы превожделенного мира. Мир есть сокровище неоцененное, но тии только
сим сокровищем богатятся, которые любят Господний закон; а кто закон Божий
разоряет, оттого мир далече отстоит. Где правда, там и мир. Море, свирепое
море - человече законопреступный, почто ломаеши, сокрушаеши раззоряеши
берега? Берег есть закон Божий, берег есть во еже - не прелюбы сотвори, не
вожделети жены ближнего, не оставити жены своея; берег есть воеже хранити