|
|
|
оправдывающими власть, которою он обладал, с твердыми политическими
понятиями, с высокой устойчивой моралью, с широко развитой способностью
логически рассуждать, глубоко понимавший логику исторического развития и
традиционные особенности русского быта.
Он любил размышлять, детально обдумывал задуманные государственные
мероприятия, не увязал в мелочах государственного строительства отчетливо
представлял себе, что выйдет из намеченного преобразования.
Опираясь на православие отец Петра имел ясное и твердое понятие о
происхождении и значении царской власти в Московской Руси, как о власти
богоустановленной и назначенной для того, чтобы Бог по Его словам даровал
ему и боярам "с ними единодушны люди его, световы, разсудити вправду, всем
ровно".
Таков был этот Московский царь, воспитанный в духе религиозных и
национальных традиций Московской Руси. Так эти традиции отшлифовали
богатую, глубокую натуру отца Петра.
Большинство недостатков Петра, как государственного деятеля
объясняется именно тем, что он не получил воспитания в национальном духе,
какое получил его отец.
"При полной противоположности интересов, родня царя (Милославские и
Нарышкины. - Б. Б.), - пишет С. Платонов, - расходились и взглядами и
воспитанием. Старшие дети царя (особенно Федор и четвертая дочь Софья)
получили блестящее по тому времени воспитание под руководством С.
Полоцкого". (2)
Каковы были характерные черты этого воспитания? Это было религиозное
воспитание. "В этом воспитании, - подчеркивает С. Платонов, - силен был
элемент церковный". Правда в этом религиозном воспитании было заметно
польское влияние, проникавшее через живших в Москве монахов из Малороссии.
Любимцы вступившего на престол после смерти Алексея Михайловича, царя
Федора, - по словам С. Платонова, - "постельничий Языков и стольник
|
|
|
|