Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246
 

после борьбы боярских родов, которой была наполнена несчастная юность

Иоанна Грозного. Мы узнаем об этом из постановлений знаменитого Стоглавого
Собора, состоявшегося в 1551 роду.
В постановлениях Стоглавого Собора отмечается, что священникам
учиться негде.
"А прежде сего училища бывали в Российском царствовании на Москве и
в Великом Новгороде и по иным градам, многие грамоте писали и чести учили,
потому тогда и грамоте гораздо было."
Комментируя эту часть постановлений Стоглавого Собора проф.
Рязановский пишет:
"...Таким образом приведенное указание Стоглавого собора необходимо
относить к просветительной деятельности Ивана III, продолженной Василием
III (1534 г.), когда приглашались на Русь иностранные архитекторы, мастера
и иные специалисты, когда Варфоломей Готан печатал для Ивана III русские
книги, Иван III собирал библиотеку и т. п., Василий III продолжал
мероприятия отца". (25)
III

Училища в Московской Руси были не только в городах, но и в селах.
Мартиниан Белозерский учился в деревне около Кирилловского монастыря.
Святые Александр Свирский и Зосима Соловецкий учились в школе, которая была
в деревне. Святой Антоний Сийский учился тоже в селе.
По одному этому можно судить насколько ложно утверждение
Мережковского, что Россия спала восемь веков до Пушкина.
Средневековая Русь любила книгу. И книг в ней, правда, совершенно
другого характера, чем в средневековой Европе, было не малое число. Так,
когда в 1382 году при приближении рати Тохтамыша, по свидетельству
летописца, москвичи снесли книги в Соборы, то книг было столько, что груды
их лежали почти до сводов церкви. Но и соборы не спасли. Книги были все