|
|
|
качествам, и по воспитанию Петр I был несравненно ниже не только своего
отца, но и других Московских царей. Вспомним характеристику, которую давал
С. Платонов отцу Петра, последнему Московскому царю, воспитанному в духе
русских национальных традиций. (1)
"Алексея Михайловича приучили к книге и разбудили в нем умственные
запросы. Склонность к чтению и размышлению развила светлые стороны натуры
Алексея Михайловича и создала из него чрезвычайно светлую личность. Он был
одним из самых образованных людей Московского общества: следы его
разносторонней начитанности, библейской, церковной и светской, разбросаны
во всех его произведениях".
"...в сознании Алексея Михайловича был такой отчетливый моральный
строй и порядок, что всякий частный случай ему легко было подвести под
общие понятия и дать ему категорическую оценку".
"Чтение и образованность, - пишет С. Платонов, - образовали в
Алексее Михайловиче очень глубокую и сознательную религиозность.
Религиозным чувством он был проникнут весь". "Царь Алексей был
замечательный эстетик - в том смысле, что он понимал любую красоту".
Отец Петра "без сомнения был одним из православнейших москвичей, -
пишет С. Платонов, - только его ум и начитанность позволяли ему гораздо
шире понимать православие, чем понимало его большинство его современников.
Его религиозное сознание шло несомненно дальше обряда: он был
философ-моралист; и его философское мировоззрение было строго-религиозным.
Ко всему окружающему он относился с высоты своей религиозной морали и эта
мораль, исходя из светлой, мягкой и доброй души царя, была не сухим
кодексом отвлеченных нравственных правил, а звучала мягким,
прочувствованным, любящим словом, сказывалась полным ясного житейского
смысла теплым отношением к людям. Тишайший царь в духовном отношении был
вполне на уровне своего высокого звания.
Это был правитель с твердыми и ясными взглядами, одухотворяющими и
|
|
|
|