|
|
|
"трудная, что многие к тем дням подготовлялись как бы к смерти", а многим
она стоила здоровья и даже жизни.
И вполне естественно, что боярская Москва с замиранием сердца
следила за своим царем: вернет ли ему Бог рассудок, пойдет ли он по пути
отца и деда или навсегда собьется с дороги. И куда повернет этот "пьянчужка
- царь", "царь Кокуйский" святорусскую землю и матушку Москву, кто знает".
(41)
В "Истории русского театра" Н. Евреинова, изданной недавно Чеховским
издательством, мы читаем: "Не только в самом театре - понимая "театр" в
популярном смысле этого слова, - но и во всевозможных обрядах-пародиях на
театрализацию, для которой, Петр не жалел ни времени, ни денег, легко
заметить ту же политико-преобразовательную тенденцию, неуклонно проводимую
этим царем почти во всех областях государственного правления.
Насаждая всюду европейское просвещение, Петр I боролся, путем этих
театральных пародий, как со старинными обрядами языческого происхождения,
так и с обрядами чисто церковными, получившими верховное благословение
Патриарха" (подчеркнуто мною. - Б. Б.).
Плохо это или хорошо, когда царь борется с помощью кощунственных
пародий с церковными обрядами, одобренными Патриархом, - это господина
Евреинова мало интересует, он отмечает только, что эта борьба была
"особенно интенсивна" "и потому на редкость красочно-театральна" (в
"аттракционных целях"). "Видя в консервативной церковной власти очаг
сопротивления. его реформам, - равнодушно повествует Н. Евреинов, Петр "был
принужден к "субординации" непослушной ему церкви всякими мерами, кончая
провозглашением самого себя главою православной Церкви и упразднением
патриаршества. Отсюда становится понятным, "Всешутейший всепьянейший
Собор", периодическому ритуалу которого Петр придал столь
соблазнительно-сатирическую форму и для которого не пожалел времени на
подробную театральную разработку деталей".
|
|
|
|